Суровое спартанское воспитание, когда мальчиков с 7 лет отправляли в военные лагеря, сказывалось и на семейной жизни доблестных мужей Спарты.
Смотреть все фото в галерее
С детства привычные к чисто мужской компании, по мнению прочих греков, они не уделяли собственным жёнам должного внимания. Вспомнить хотя бы легендарную Елену, супругу спартанского царя Менелая, которая при первой же возможности сбежала с молодым красавцем - троянским царевичем Парисом.
Горго, королева Спарты. Кадр из фильма "300 спартанцев: Расцвет империи". 2014 г.
Вот что пишет о спартанской свадьбе Плутарх: "Невест брали уводом, но не слишком юных, еще не достигших брачного возраста, а цветущих и созревших. Похищенную принимала так называемая подружка, коротко стригла ей волосы и, нарядив в мужской плащ и обув на ноги сандалии, укладывала одну в темной комнате на подстилке из листьев. Жених, не пьяный, не размякший, но трезвый и как всегда пообедавший за общим столом, входил, распускал ей пояс и, взявши на руки, переносил на ложе. Пробыв с нею недолгое время, он скромно удалялся, чтобы, по обыкновению, лечь спать вместе с прошлыми юношами".
Горго провожает Леонида на войну. Кадр из фильма "300 спартанцев", 2006 г.
Неизвестно, насколько это описание соответствует истине, но в нём содержится по крайней мере один бесспорный факт - спартанки выходили замуж после 19 лет. Этим они отличались от остальных гречанок античности, которых их родители отдавали в семью мужа в 12-14 лет. Разумеется, ни о какой любви при этом речь не шла, такие браки скрепляли чисто деловые отношения между родами обеих супругов. Спартанки к возрасту замужества уже успевали сформироваться как личности и имели собственное мнение по многим серьёзным вопросам.
Горго на постере фильма "300 спартанцев"
Аристотель приписывал спартанским женщинам активное вмешательство в политику, называя общество Спарты "гинекократией". Великий философ вопрошал: "Да и какая разница, правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью? Ведь следствие (в обоих случаях) одно и то же". Он обвинял спартанцев в том, что они дали своим женщинам слишком много свободы и в результате те предались своеволию, распущенности и роскоши.
Прорицательница в Дельфийском храме. Кадр из фильма "300 спартанцев"
Такое мнение о спартанках было распространённым среди античных греков. В трагедии Еврипида "Андромаха" старец Пелей говорит: "A впрочем, спартанке как и скромной быть, когда с девичества, покинув терем, делит она палестру с юношей и пеплос ей бёдра обнажает на бегах... Невыносимо это... Мудрено ль, что вы распутных растите". Здесь имеется в виду спартанский обычай совместных гимнастических упражнений девушек рядом с юношами. А также соревнования в беге, в которых участвовали девушки в короткой одежде, что шокировало мужчин из других полисов.
Горго в траурной одежде. Кадр из фильма "300 спартанцев"
Чтобы понять чувства этих гостей Спарты, нужно сказать о положении женщин в остальных греческих городах-государствах. В Афинах, к примеру, замужним дамам предписывалось как можно реже появляться на улице, отправляя на рынки за покупками рабов. Спортом гречанки не занимались, в школы не ходили, в лучшем случае получая домашнее образование, в котором упор делался на домоводство и ткачество. Считалось неприличным, если женщина находится в обществе любых мужчин, даже близких родственников. Греческие женщины всю свою жизнь должны были проводить в гинекее, то есть женской части дома. Если же дама появлялась на людях, то обязательно в длинной одежде, скрывающей фигуру.
Гарем Ксеркса, кадр из фильма "300 спартанцев"
Исключение делалось лишь для гетер, которым обычай дозволял появляться на мужских пирушках - симпосиях. Для приличных девушек и замужних дам это было немыслимо. Кроме того, женщины у греков не обладали имущественными правами, всё семейное достояние принадлежало мужу. А в Спарте всё было иначе. Помимо относительно вольных нравов и свободных нарядов, спартанки отличались ещё и тем, что лично владели немалыми богатствами, в том числе земельной собственностью. Поскольку спартанские мужи с детства занимались войной или военной подготовкой, женщинам приходилось брать на себя ответственность за всё хозяйство.
Леонид и Горго на переговорах с персидским послом. Фильм "300 спартанцев"
В комедии "Лисистрата" античного драматурга Аристофана спартанка Лампито слышит комплимент: "Румяна как и телом как упитанна! Да ты быка задушишь!" Она отвечает на него без ложной скромности: "Ну еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю". Спартанские женщины и в зрелые годы не прекращали заниматься спортом. Плутарх пишет, что они "при обсуждении важнейших государственных дел могли свободно высказывать свое мнение". Неудивительно, что про свободных и сильных спартанских женщин среди греков ходило множество разных сплетен. Но жительницы Спарты славились ещё и остроумием, поэтому уязвить их было непросто. Когда некая афинянка бросила упрёк спартанке в том, что они "единственные из женщин, которые правят мужами", та ответила: "Но ведь мы единственные и рождаем мужей".
С детства привычные к чисто мужской компании, по мнению прочих греков, они не уделяли собственным жёнам должного внимания. Вспомнить хотя бы легендарную Елену, супругу спартанского царя Менелая, которая при первой же возможности сбежала с молодым красавцем - троянским царевичем Парисом.
Горго, королева Спарты. Кадр из фильма "300 спартанцев: Расцвет империи". 2014 г.
Вот что пишет о спартанской свадьбе Плутарх: "Невест брали уводом, но не слишком юных, еще не достигших брачного возраста, а цветущих и созревших. Похищенную принимала так называемая подружка, коротко стригла ей волосы и, нарядив в мужской плащ и обув на ноги сандалии, укладывала одну в темной комнате на подстилке из листьев. Жених, не пьяный, не размякший, но трезвый и как всегда пообедавший за общим столом, входил, распускал ей пояс и, взявши на руки, переносил на ложе. Пробыв с нею недолгое время, он скромно удалялся, чтобы, по обыкновению, лечь спать вместе с прошлыми юношами".
Горго провожает Леонида на войну. Кадр из фильма "300 спартанцев", 2006 г.
Неизвестно, насколько это описание соответствует истине, но в нём содержится по крайней мере один бесспорный факт - спартанки выходили замуж после 19 лет. Этим они отличались от остальных гречанок античности, которых их родители отдавали в семью мужа в 12-14 лет. Разумеется, ни о какой любви при этом речь не шла, такие браки скрепляли чисто деловые отношения между родами обеих супругов. Спартанки к возрасту замужества уже успевали сформироваться как личности и имели собственное мнение по многим серьёзным вопросам.
Горго на постере фильма "300 спартанцев"
Аристотель приписывал спартанским женщинам активное вмешательство в политику, называя общество Спарты "гинекократией". Великий философ вопрошал: "Да и какая разница, правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью? Ведь следствие (в обоих случаях) одно и то же". Он обвинял спартанцев в том, что они дали своим женщинам слишком много свободы и в результате те предались своеволию, распущенности и роскоши.
Прорицательница в Дельфийском храме. Кадр из фильма "300 спартанцев"
Такое мнение о спартанках было распространённым среди античных греков. В трагедии Еврипида "Андромаха" старец Пелей говорит: "A впрочем, спартанке как и скромной быть, когда с девичества, покинув терем, делит она палестру с юношей и пеплос ей бёдра обнажает на бегах... Невыносимо это... Мудрено ль, что вы распутных растите". Здесь имеется в виду спартанский обычай совместных гимнастических упражнений девушек рядом с юношами. А также соревнования в беге, в которых участвовали девушки в короткой одежде, что шокировало мужчин из других полисов.
Горго в траурной одежде. Кадр из фильма "300 спартанцев"
Чтобы понять чувства этих гостей Спарты, нужно сказать о положении женщин в остальных греческих городах-государствах. В Афинах, к примеру, замужним дамам предписывалось как можно реже появляться на улице, отправляя на рынки за покупками рабов. Спортом гречанки не занимались, в школы не ходили, в лучшем случае получая домашнее образование, в котором упор делался на домоводство и ткачество. Считалось неприличным, если женщина находится в обществе любых мужчин, даже близких родственников. Греческие женщины всю свою жизнь должны были проводить в гинекее, то есть женской части дома. Если же дама появлялась на людях, то обязательно в длинной одежде, скрывающей фигуру.
Гарем Ксеркса, кадр из фильма "300 спартанцев"
Исключение делалось лишь для гетер, которым обычай дозволял появляться на мужских пирушках - симпосиях. Для приличных девушек и замужних дам это было немыслимо. Кроме того, женщины у греков не обладали имущественными правами, всё семейное достояние принадлежало мужу. А в Спарте всё было иначе. Помимо относительно вольных нравов и свободных нарядов, спартанки отличались ещё и тем, что лично владели немалыми богатствами, в том числе земельной собственностью. Поскольку спартанские мужи с детства занимались войной или военной подготовкой, женщинам приходилось брать на себя ответственность за всё хозяйство.
Леонид и Горго на переговорах с персидским послом. Фильм "300 спартанцев"
В комедии "Лисистрата" античного драматурга Аристофана спартанка Лампито слышит комплимент: "Румяна как и телом как упитанна! Да ты быка задушишь!" Она отвечает на него без ложной скромности: "Ну еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю". Спартанские женщины и в зрелые годы не прекращали заниматься спортом. Плутарх пишет, что они "при обсуждении важнейших государственных дел могли свободно высказывать свое мнение". Неудивительно, что про свободных и сильных спартанских женщин среди греков ходило множество разных сплетен. Но жительницы Спарты славились ещё и остроумием, поэтому уязвить их было непросто. Когда некая афинянка бросила упрёк спартанке в том, что они "единственные из женщин, которые правят мужами", та ответила: "Но ведь мы единственные и рождаем мужей".