Корейская война
(1950-1953) стала первым крупным конфликтом двуполярного мира. Впервые в войне схлестнулись представители "коллективного Запада" под руководством США и коммунистические страны во главе с СССР. Армии обеих сторон конфликта были настроены на победу и поэтому пускали в ход все свои новинки вооружения. Именно в Корейской войне впервые повсеместно стали применяться реактивные самолеты, ознаменовавшие новую эпоху вооружения.
В начале войны именно американцы и их союзники доминировали в корейском небе. Всё изменилось когда СССР подтянул 64-й истребительный авиакорпус с реактивными истребителями МиГ-15. Наш самолет превосходил американские "сейбры" по огневой мощи и был легче на полторы тонны. Но пилотам отечественного истребителя далеко летать не приходилось. Самые ожесточенные воздушные бои проходили вдоль реки Ялуцзян на границе КНДР и Китая. Этот район схватки советских и американских пилотов даже прозвали "Аллеей МиГов". Но главной целью было не только уничтожение противника. Обе стороны любой ценой стремились захватить реактивный самолет противника.
Советское командование решило заполучить американский "сейбр" F-86 тактической хитростью. Специально из СССР прибыли опытные летчики-испытатели. Они должны были зажать американский самолет со всех сторон и принудить к посадке, то есть "взять в коробочку". Увы, итоги такой операция провалилась: двое наших пилотов погибли, после чего группу расформировали. Американцы тоже пытались заполучить МиГ таким образом, но спасало мастерство советских военных. Тогда в дело пошел звонкий доллар.
За штурвалом советских МиГов летали не только наши, но и китайские и северокорейские пилоты. Американское командование сделало заманчивое "предложение". Над территорией КНДР они массово разбрасывали листовки, которые обещали за реактивный истребитель МиГ щедрое вознаграждение.
Сначала речь шла о ста тысячах, а затем дошла до миллиона долларов. И награда нашла своего "счастливчика".
21 сентября 1953 года на авиабазу в Кимпхо приземлился северокорейский летчик Но Гым Сок на советском МиГ-15. Лейтенант сказал, что ему надоело жить с "красными лжецами". Интересно, что решение бежать из КНДР он не связывал с обещаниями американцев заплатить круглую сумму за самолет.
Впрочем, свои "серебряники" Но Гым Сок всё-таки получил:
вместо миллиона ему дали сто тысяч долларов. После побега он уехал в США, устроился на работу инженером и даже написал книгу о своем "полете к свободе". Интересно, что перебежчик жив и сегодня - Но Гым Соку 89 лет, он по-прежнему живет в стране, которая вознаградила его за угон советского самолета.
В начале войны именно американцы и их союзники доминировали в корейском небе. Всё изменилось когда СССР подтянул 64-й истребительный авиакорпус с реактивными истребителями МиГ-15. Наш самолет превосходил американские "сейбры" по огневой мощи и был легче на полторы тонны. Но пилотам отечественного истребителя далеко летать не приходилось. Самые ожесточенные воздушные бои проходили вдоль реки Ялуцзян на границе КНДР и Китая. Этот район схватки советских и американских пилотов даже прозвали "Аллеей МиГов". Но главной целью было не только уничтожение противника. Обе стороны любой ценой стремились захватить реактивный самолет противника.
Советское командование решило заполучить американский "сейбр" F-86 тактической хитростью. Специально из СССР прибыли опытные летчики-испытатели. Они должны были зажать американский самолет со всех сторон и принудить к посадке, то есть "взять в коробочку". Увы, итоги такой операция провалилась: двое наших пилотов погибли, после чего группу расформировали. Американцы тоже пытались заполучить МиГ таким образом, но спасало мастерство советских военных. Тогда в дело пошел звонкий доллар.
За штурвалом советских МиГов летали не только наши, но и китайские и северокорейские пилоты. Американское командование сделало заманчивое "предложение". Над территорией КНДР они массово разбрасывали листовки, которые обещали за реактивный истребитель МиГ щедрое вознаграждение.
Сначала речь шла о ста тысячах, а затем дошла до миллиона долларов. И награда нашла своего "счастливчика".
21 сентября 1953 года на авиабазу в Кимпхо приземлился северокорейский летчик Но Гым Сок на советском МиГ-15. Лейтенант сказал, что ему надоело жить с "красными лжецами". Интересно, что решение бежать из КНДР он не связывал с обещаниями американцев заплатить круглую сумму за самолет.
Впрочем, свои "серебряники" Но Гым Сок всё-таки получил:
вместо миллиона ему дали сто тысяч долларов. После побега он уехал в США, устроился на работу инженером и даже написал книгу о своем "полете к свободе". Интересно, что перебежчик жив и сегодня - Но Гым Соку 89 лет, он по-прежнему живет в стране, которая вознаградила его за угон советского самолета.