27 декабря 2021 года в 16:05

В глухой и безлюдной тайге на Севере нашли заброшенную зону - жутковатое местечко

сейчас здесь царит полнейшая тишина и запустение, как и многие сотни лет назад.





Смотреть все фото в галерее
В этих глухих архангельских и вологодских лесах некогда бурлила и кипела жизнь, если так можно сказать о деятельности десятков "зон" и исправительных лагерей, где силами заключенных рубили, заготавливали и вывозили на "большую землю" лес. Но сейчас здесь царит полнейшая тишина и запустение, как и многие сотни лет назад.
В хмурый осенний день мы пробирались или даже пробивались по одной из многочисленных таежных дорог, оставленных зэками - лесорубами к интересующей нас "точке" на самой границе Вологодской и Архангельской областей, где некогда был один из крупных лесопромышленных центров в этих краях - поселку Совза.
Дорога к бывшим "зонам" пролегает через множество речек с уже почти полностью разрушенными деревянными мостами, по глубоким глиняным и заболоченным колеям по старой лагерной "лесовозке".    
×


Мосты по пути к Совзе
И чем дальше мы удалялись от "телепорта" Вытегра - Каргополь тем больше возникало вопросов, а сможем ли пробиться к заветной точке на карте. За прошедшие годы с "лесовозки" поснимали все плиты и разбили дорогу тяжелыми грузовиками.
Да и мосты уже были настолько плохими и жутковатыми на вид, что одно неверное движение и машина беспомощно рухнула бы вниз.
Совза


Но немного истории
Эти глухие болотные места стали лагерным районам очень давно - в конце 1930-х годов, когда был образован КаргопольЛаг в системе ГУЛАГ с центром в поселке Ерцево.
А в конце 1940-х годов из Ерцево к озеру Воже был проложен и основной участок железной дороги и образован лагерный пункт и поселок Совза.
Нетрудно догадаться, что "по этапу" в эти приветливые и живописные места на валку леса в конце 1940-х отправлялись не только отпетые преступники, но и политзаключенные по 58-й статье УК РСФСР. Одним из местных "сидельцев" был известный ученый и будущий доктор исторических наук - Владимир Кабо.    


Мосты к Совзе
Он провел в Совзе четыре года с 1950 по 1954 год и писал об этих местах в своих мемуарах "Дорога в Австралию":
Комендантский лагпункт Каргопольлага напоминал Афины времен Перикла. Здесь собрались самые блестящие умы советской столицы- их перевезли сюда, в Ерцево, где в них, очевидно, ощущался недостаток: ранее эти места славились только комарами.
Остатки домов в Совзе
По некоторыми данным, до середины 1970-х годов в Совзе находилось несколько "зон" - особого и строго режима и в которых содержалось до нескольких тысяч осужденных. В "гражданской" части поселка проживало еще пара сотен гражданских и служащих- надзиратели с семьями и обслуживающий персонал.
А к середине 1990-х после реформирования вместо прежних "зон" строгого и особого режима в Совзе осталась только колония - поселение на полторы тысячи заключенных и "вольных" поселенцев.    


Панорама на Совзу
Добраться сюда было достаточно несложно - почти каждый день ходил ведомственный пассажирский поезд по маршруту Ерцево - Совза на котором добирались местные жители и заключенные "по этапу".
Обратно же по железной дороге вывозили лес с местных "лесоповалов". Но попасть на этот поезд случайному человеку было невозможно - требовался особый пропуск в ИТК - 23.    


Панорама на Совзу
Бежать заключенным отсюда было некуда - вокруг топи и непроходимые болота, зимой стоят жуткие морозы, а летом живьем грызут полчища гнуса и комаров.
Совза же была настоящим "городом" в этой глуши и поселок одновременно располагался и в Архангельской и в Вологодской области, а граница проходила по центральной улице.    


Вид сверху на дома в Совзе
В поселке была пожарная часть, школа, детский сад и поликлиника, клуб и магазин. И вся территория делилась на гражданскую часть и остальную- "зону".
К концу "девяностых" началась постепенная ликвидация колонии, сотрудников ИТК сокращали, начались перебои с электричеством.    


Панорама на Воже и насыпь железной дороги
Поселок окончательно "умер" в 2003 году и последние жители держались в "мертвом" поселке до 2006 года. Тогда же разобрали большую часть железной дороги и отправили на переплавку в Череповец, а оставшиеся жители были вынуждены добираться в цивилизацию по разбитой лагерной "лесовозке".
После ликвидации поселка сюда нагрянули Вологодские и Архангельские "металлисты" и начали активно пилить и разбирать брошенное добро, а поживиться было чем - краны, остатки железной дороги, здания, плиты, тонны металла.    


Пилили и разбирали очень долго и к 2021 году от Совзы уже не осталось ничего. Когда жители покидали эти места, многие дома пытались "консервировать" и заколачивать окна. Надеялись вернуться, наверное...    


Но за прошедшие годы "металлисты" и природа вернули местность практически в первозданный вид.    


Дома на Центральной улице
В поселке было восемь улиц, но за прошедшие годы без людей они все почти полностью заросли. Не говоря уже и о том, что болото отвоевало обратно свою территорию - весь поселок стоит на "кочке".    


Заросшие улицы
На улицах еще можно заметить остатки особых северных "тротуаров" - прогнивших от времени деревянных настилов, которые позволяли не проваливаться в болото.    


Остатки насыпи железной дороги и шпалы
Дома уже практически полностью скрылись в зарослях, на многих зданиях провалились крыши, но заглянув внутрь еще можно найти немало интересных артефактов от прежних хозяев - игрушки, чайники, газеты и журналы, обувь, остатки бытовой техники и многое другое.    


Северные тротуары
Короткий световой день в середине октября не оставил нам шансов проехать по насыпи бывшей железной дороги до озеро Воже и посмотреть на сожженный шест лет назад мост через Свидь. Просто прогулялся немного по тайге и обнаружил присутствие дикого зверя - медвежьи следы повсюду, а оружие оставил дома.    


Школа
Условия жизни, конечно, здесь были очень и очень непростые. Отопление дровами, с питьевой водой тоже всё непросто. Летом гнус и зимой много снега не говоря уже и о сильнейших морозах.
Подняв дрон с высоты птичьего полета просто удивляет размах этого поселка. И да, никакой мобильной связи вокруг - очень далеко до ближайших жилых поселков. Застрянешь - придется топать за трактором километров 50 примерно.    




Бараков, где жили заключенные уже давно не осталось, впрочем как и колючки с вышками охраны.
Только гражданская часть поселка. Недолго думая я направился в центр поселка, где располагалась школа и медпункт.    


Дом с участком и детской игрушкой
Перед школой на кочке сохранился плац из бетонных плит и это единственное место в поселке, где еще не поработали "металлисты". Здание школы почти полностью разрушено и бродить внутри уже небезопасно.    


Школа
Заглянул и в длинное здание около школы - это был медпункт. Выглядит всё очень печально.
В одном из домов нашелся журнал учета производственного обучения. Похоже на профессиональную переподготовку особого "контингента" из здешнего "санатория".    




В этих глухих архангельских и вологодских лесах некогда бурлила и кипела жизнь, если так можно сказать о деятельности десятков "зон" и исправительных лагерей, где силами заключенных рубили, заготавливали и вывозили на "большую землю" лес. Но сейчас здесь царит полнейшая тишина и запустение, как и многие сотни лет назад.
В хмурый осенний день мы пробирались или даже пробивались по одной из многочисленных таежных дорог, оставленных зэками - лесорубами к интересующей нас "точке" на самой границе Вологодской и Архангельской областей, где некогда был один из крупных лесопромышленных центров в этих краях - поселку Совза.
Дорога к бывшим "зонам" пролегает через множество речек с уже почти полностью разрушенными деревянными мостами, по глубоким глиняным и заболоченным колеям по старой лагерной "лесовозке".    
Мосты по пути к Совзе
И чем дальше мы удалялись от "телепорта" Вытегра - Каргополь тем больше возникало вопросов, а сможем ли пробиться к заветной точке на карте. За прошедшие годы с "лесовозки" поснимали все плиты и разбили дорогу тяжелыми грузовиками.
Да и мосты уже были настолько плохими и жутковатыми на вид, что одно неверное движение и машина беспомощно рухнула бы вниз.
Совза


Но немного истории
Эти глухие болотные места стали лагерным районам очень давно - в конце 1930-х годов, когда был образован КаргопольЛаг в системе ГУЛАГ с центром в поселке Ерцево.
А в конце 1940-х годов из Ерцево к озеру Воже был проложен и основной участок железной дороги и образован лагерный пункт и поселок Совза.
Нетрудно догадаться, что "по этапу" в эти приветливые и живописные места на валку леса в конце 1940-х отправлялись не только отпетые преступники, но и политзаключенные по 58-й статье УК РСФСР. Одним из местных "сидельцев" был известный ученый и будущий доктор исторических наук - Владимир Кабо.    
Мосты к Совзе
Он провел в Совзе четыре года с 1950 по 1954 год и писал об этих местах в своих мемуарах "Дорога в Австралию":
Комендантский лагпункт Каргопольлага напоминал Афины времен Перикла. Здесь собрались самые блестящие умы советской столицы- их перевезли сюда, в Ерцево, где в них, очевидно, ощущался недостаток: ранее эти места славились только комарами.
Остатки домов в Совзе
По некоторыми данным, до середины 1970-х годов в Совзе находилось несколько "зон" - особого и строго режима и в которых содержалось до нескольких тысяч осужденных. В "гражданской" части поселка проживало еще пара сотен гражданских и служащих- надзиратели с семьями и обслуживающий персонал.
А к середине 1990-х после реформирования вместо прежних "зон" строгого и особого режима в Совзе осталась только колония - поселение на полторы тысячи заключенных и "вольных" поселенцев.    
Панорама на Совзу
Добраться сюда было достаточно несложно - почти каждый день ходил ведомственный пассажирский поезд по маршруту Ерцево - Совза на котором добирались местные жители и заключенные "по этапу".
Обратно же по железной дороге вывозили лес с местных "лесоповалов". Но попасть на этот поезд случайному человеку было невозможно - требовался особый пропуск в ИТК - 23.    
Панорама на Совзу
Бежать заключенным отсюда было некуда - вокруг топи и непроходимые болота, зимой стоят жуткие морозы, а летом живьем грызут полчища гнуса и комаров.
Совза же была настоящим "городом" в этой глуши и поселок одновременно располагался и в Архангельской и в Вологодской области, а граница проходила по центральной улице.    
Вид сверху на дома в Совзе
В поселке была пожарная часть, школа, детский сад и поликлиника, клуб и магазин. И вся территория делилась на гражданскую часть и остальную- "зону".
К концу "девяностых" началась постепенная ликвидация колонии, сотрудников ИТК сокращали, начались перебои с электричеством.    
Панорама на Воже и насыпь железной дороги
Поселок окончательно "умер" в 2003 году и последние жители держались в "мертвом" поселке до 2006 года. Тогда же разобрали большую часть железной дороги и отправили на переплавку в Череповец, а оставшиеся жители были вынуждены добираться в цивилизацию по разбитой лагерной "лесовозке".
После ликвидации поселка сюда нагрянули Вологодские и Архангельские "металлисты" и начали активно пилить и разбирать брошенное добро, а поживиться было чем - краны, остатки железной дороги, здания, плиты, тонны металла.    
Пилили и разбирали очень долго и к 2021 году от Совзы уже не осталось ничего. Когда жители покидали эти места, многие дома пытались "консервировать" и заколачивать окна. Надеялись вернуться, наверное...    
Но за прошедшие годы "металлисты" и природа вернули местность практически в первозданный вид.    
Дома на Центральной улице
В поселке было восемь улиц, но за прошедшие годы без людей они все почти полностью заросли. Не говоря уже и о том, что болото отвоевало обратно свою территорию - весь поселок стоит на "кочке".    
Заросшие улицы
На улицах еще можно заметить остатки особых северных "тротуаров" - прогнивших от времени деревянных настилов, которые позволяли не проваливаться в болото.    
Остатки насыпи железной дороги и шпалы
Дома уже практически полностью скрылись в зарослях, на многих зданиях провалились крыши, но заглянув внутрь еще можно найти немало интересных артефактов от прежних хозяев - игрушки, чайники, газеты и журналы, обувь, остатки бытовой техники и многое другое.    
Северные тротуары
Короткий световой день в середине октября не оставил нам шансов проехать по насыпи бывшей железной дороги до озеро Воже и посмотреть на сожженный шест лет назад мост через Свидь. Просто прогулялся немного по тайге и обнаружил присутствие дикого зверя - медвежьи следы повсюду, а оружие оставил дома.    
Школа
Условия жизни, конечно, здесь были очень и очень непростые. Отопление дровами, с питьевой водой тоже всё непросто. Летом гнус и зимой много снега не говоря уже и о сильнейших морозах.
Подняв дрон с высоты птичьего полета просто удивляет размах этого поселка. И да, никакой мобильной связи вокруг - очень далеко до ближайших жилых поселков. Застрянешь - придется топать за трактором километров 50 примерно.    
Бараков, где жили заключенные уже давно не осталось, впрочем как и колючки с вышками охраны.
Только гражданская часть поселка. Недолго думая я направился в центр поселка, где располагалась школа и медпункт.    
Дом с участком и детской игрушкой
Перед школой на кочке сохранился плац из бетонных плит и это единственное место в поселке, где еще не поработали "металлисты". Здание школы почти полностью разрушено и бродить внутри уже небезопасно.    
Школа
Заглянул и в длинное здание около школы - это был медпункт. Выглядит всё очень печально.
В одном из домов нашелся журнал учета производственного обучения. Похоже на профессиональную переподготовку особого "контингента" из здешнего "санатория".    
Около некоторых домов валяются детские игрушки, садовый инвентарь и даже плита с холодильником.
Здесь жили люди, растили детей и, наверное, сажали картошку. А в остальное время надзирали за заключенными.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Спасти рядового Райана Познание мира Вот же тварь Примите мою сестру в лигу тупых Журналист и народ едины… В кофейне на Арбате пьяный мужчина устроил погром Слабоумие и отвага - это про них! Фотоподборка Просто гифки, всякие и разные Интересные фотографии 1990 -х Концерты Моргенштерна* запретили в Дубае И так в жизни тоже бывает В Подмосковье женщине чудом удалось выжить после встречи с самосвалом Прогулка по Ленинграду 1977 года 25 важных нужностей и нужных важностей для жизни в виде шпаргалок Рабочий, который смеётся в лицо опасности