10 мая 2022 года в 03:10

Самый юный советский летчик Великой Отечественной

К своим шестнадцати годам Аркадий Каманин уже был опытным боевым летчиком, удостоенным нескольких высоких наград. Казалось, его ожидало большое будущее в авиации, но судьба распорядилась иначе.





Смотреть все фото в галерее
Десятки тысяч детей участвовали в самом жестоком и кровопролитном конфликте в истории человечества - Второй мировой войне. Конечно, несовершеннолетние не подлежали призыву и во основном работали на заводах по производству снарядов в тылу. Однако были и те, кто настолько сильно желал сражаться с врагом, что сбегал из дома и окольными путями проникал на фронт.    


Аркадий Каманин    
В армиях воюющих государств и партизанских отрядах дети выполняли по большей мере хозяйственные поручения подальше от передовой. Тем не менее, известны случаи, когда им удавалось участвовать в разведывательных рейдах, организации засад и диверсий, а также настоящих боях.
Многие подростки становились пехотинцами, подносчиками снарядов, снайперами, а единицы даже сумели освоить такую сложную технику как военный самолет. Так, подделав свое свидетельство о рождении, четырнадцатилетний Том Добни поступил в летное училище, а уже через год сел за штурвал ночного бомбардировщика Королевских военно-воздушных сил. Он успел поучаствовать в 20 боевых вылетах прежде, чем его обман раскрылся.
Был подобный случай и в советской авиации. Вот только четырнадцатилетнему Аркадию Каманину, чтобы стать самым юным летчиком в ВВС Красной Армии, никого обманывать не пришлось.


С мечтой о небе
Аркадий родился в семье прославленного военного летчика Николая Каманина, ставшего за спасение экипажа затонувшего во льдах Арктики в 1934 году парохода "Челюскин" одним из первых Героев Советского Союза. Неудивительно, что мальчик с самого детства был одержим авиацией.
Будучи семьей военного, семья Николая Петровича часто переезжала из гарнизона в гарнизон по всей стране, и везде Аркадий первым делом бежал на аэродром, где проводил все свое свободное время, а иногда и время, предназначенное для школы. "Еще в Средней Азии в первый год войны он целыми днями пропадал в ангарах. Тогда мне это казалось вполне закономерным: какой подросток пройдет равнодушно мимо настоящих самолетов?" - писал в своих мемуарах "Летчики и космонавты" Николай Каманин.
К своим тринадцати годам мальчик настолько хорошо изучил устройство самолетов, что его смело допускали к работе в авиаремонтных мастерских. "Он вместе со всеми заделывал пробоины, чистил детали, устранял повреждения, заменял блоки. Работал в жару и в холод, в дождь и в слякоть", - не без гордости вспоминал отец.    


Николай Каманин с Аркадием в самолете По-2    
В 1942 году командующего авиацией Среднеазиатского военного округа Николая Каманина перевели из Ташкента на советско-германский фронт. В начале 1943 года семья настояла, чтобы он взял их к себе.
На новом месте четырнадцатилетний Аркадий вступил в ряды Красной Армии, став механиком по спецоборудованию эскадрильи связи штаба. Однако этого ему было мало - он мечтал сам подняться в небо.
Видя такое рвение, летчики взялись за обучение младшего Каманина: сначала позволяли ему рулить на земле, затем вести самолет в горизонтальном полете, совершать несложные маневры. Подросток оказался крайне способным: вскоре он уже умел взлетать и садиться, делать сложные фигуры пилотажа.
В конечном итоге, встал вопрос о том, чтобы допустить Аркадия до самостоятельных полетов. Для скоростного истребителя или штурмовика он, разумеется, был еще слишком мал, но тихоходный многоцелевой биплан У-2 (По-2), который в ВВС Красной Армии служил в качестве самолета связи, самолета-разведчика и ночного бомбардировщика, ему вполне подходил.    


Николай Каманин с сыном в 1944 году    
Экзамен у юного летчика принимал лично генерал-майор авиации Каманин, за свою требовательность и строгость прозванный сослуживцами "каменным". После тщательной проверки он все-таки допустил сына до полетов, и в июле 1943 года четырнадцатилетний Аркадии был назначен на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи.


Подвиги в небе и на земле
Первоначально Аркадий летал с поручениями в штаб воздушной армии и в штаб фронта. Когда же он однажды смог мастерски уйти на виражах от преследовавшего его "Мессершмидта", ему позволили летать в командные пункты на передовую и к партизанам в тыл врага.
В ходе одного из своих полетов Каманин заметил на нейтральной полосе подбитый штурмовик Ил-2. Приземлившись рядом с самолетом, Аркадий, будучи хрупким подростком, под минометным обстрелом сумел перетащить раненого летчика вместе с фототехникой с отснятым секретным материалом к себе в По-2 и доставить его в госпиталь. За свой подвиг он был награжден орденом Красной Звезды.
В 1944 году Каманин проявил себя в ходе защиты штаба фронта от нападения отрядов националистов из Украинской повстанческой армии (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). Сумев поднять под обстрелом свой самолет в воздух, он стал забрасывать противника ручными гранатами, за что был награжден вторым орденом Красной Звезды.    


К концу войны шестнадцатилетний Аркадий Каманин был уже опытным летчиком с 650 вылетами за плечами. Помимо двух орденов Красной Звезды, он был удостоен ордена Красного Знамени, медалей "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
"Летал Аркадий много, по-юношески азартно, с увлечением", - писал о сыне старший Каманин: "К службе относился честно, дисциплину строго соблюдал и в мечтах видел себя, конечно, летчиком настоящего боевого самолета Ил-2".
Мечтам и надеждам самого юного советского летчика, к сожалению, так и не суждено было сбыться. Аркадий Каманин благополучно пережил Великую Отечественную войну, но скончался от менингита в 1947 году в возрасте всего 18 лет.



Десятки тысяч детей участвовали в самом жестоком и кровопролитном конфликте в истории человечества - Второй мировой войне. Конечно, несовершеннолетние не подлежали призыву и во основном работали на заводах по производству снарядов в тылу. Однако были и те, кто настолько сильно желал сражаться с врагом, что сбегал из дома и окольными путями проникал на фронт.    
Аркадий Каманин    
В армиях воюющих государств и партизанских отрядах дети выполняли по большей мере хозяйственные поручения подальше от передовой. Тем не менее, известны случаи, когда им удавалось участвовать в разведывательных рейдах, организации засад и диверсий, а также настоящих боях.
Многие подростки становились пехотинцами, подносчиками снарядов, снайперами, а единицы даже сумели освоить такую сложную технику как военный самолет. Так, подделав свое свидетельство о рождении, четырнадцатилетний Том Добни поступил в летное училище, а уже через год сел за штурвал ночного бомбардировщика Королевских военно-воздушных сил. Он успел поучаствовать в 20 боевых вылетах прежде, чем его обман раскрылся.
Был подобный случай и в советской авиации. Вот только четырнадцатилетнему Аркадию Каманину, чтобы стать самым юным летчиком в ВВС Красной Армии, никого обманывать не пришлось.


С мечтой о небе
Аркадий родился в семье прославленного военного летчика Николая Каманина, ставшего за спасение экипажа затонувшего во льдах Арктики в 1934 году парохода "Челюскин" одним из первых Героев Советского Союза. Неудивительно, что мальчик с самого детства был одержим авиацией.
Будучи семьей военного, семья Николая Петровича часто переезжала из гарнизона в гарнизон по всей стране, и везде Аркадий первым делом бежал на аэродром, где проводил все свое свободное время, а иногда и время, предназначенное для школы. "Еще в Средней Азии в первый год войны он целыми днями пропадал в ангарах. Тогда мне это казалось вполне закономерным: какой подросток пройдет равнодушно мимо настоящих самолетов?" - писал в своих мемуарах "Летчики и космонавты" Николай Каманин.
К своим тринадцати годам мальчик настолько хорошо изучил устройство самолетов, что его смело допускали к работе в авиаремонтных мастерских. "Он вместе со всеми заделывал пробоины, чистил детали, устранял повреждения, заменял блоки. Работал в жару и в холод, в дождь и в слякоть", - не без гордости вспоминал отец.    
Николай Каманин с Аркадием в самолете По-2    
В 1942 году командующего авиацией Среднеазиатского военного округа Николая Каманина перевели из Ташкента на советско-германский фронт. В начале 1943 года семья настояла, чтобы он взял их к себе.
На новом месте четырнадцатилетний Аркадий вступил в ряды Красной Армии, став механиком по спецоборудованию эскадрильи связи штаба. Однако этого ему было мало - он мечтал сам подняться в небо.
Видя такое рвение, летчики взялись за обучение младшего Каманина: сначала позволяли ему рулить на земле, затем вести самолет в горизонтальном полете, совершать несложные маневры. Подросток оказался крайне способным: вскоре он уже умел взлетать и садиться, делать сложные фигуры пилотажа.
В конечном итоге, встал вопрос о том, чтобы допустить Аркадия до самостоятельных полетов. Для скоростного истребителя или штурмовика он, разумеется, был еще слишком мал, но тихоходный многоцелевой биплан У-2 (По-2), который в ВВС Красной Армии служил в качестве самолета связи, самолета-разведчика и ночного бомбардировщика, ему вполне подходил.    
Николай Каманин с сыном в 1944 году    
Экзамен у юного летчика принимал лично генерал-майор авиации Каманин, за свою требовательность и строгость прозванный сослуживцами "каменным". После тщательной проверки он все-таки допустил сына до полетов, и в июле 1943 года четырнадцатилетний Аркадии был назначен на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи.


Подвиги в небе и на земле
Первоначально Аркадий летал с поручениями в штаб воздушной армии и в штаб фронта. Когда же он однажды смог мастерски уйти на виражах от преследовавшего его "Мессершмидта", ему позволили летать в командные пункты на передовую и к партизанам в тыл врага.
В ходе одного из своих полетов Каманин заметил на нейтральной полосе подбитый штурмовик Ил-2. Приземлившись рядом с самолетом, Аркадий, будучи хрупким подростком, под минометным обстрелом сумел перетащить раненого летчика вместе с фототехникой с отснятым секретным материалом к себе в По-2 и доставить его в госпиталь. За свой подвиг он был награжден орденом Красной Звезды.
В 1944 году Каманин проявил себя в ходе защиты штаба фронта от нападения отрядов националистов из Украинской повстанческой армии (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ). Сумев поднять под обстрелом свой самолет в воздух, он стал забрасывать противника ручными гранатами, за что был награжден вторым орденом Красной Звезды.    
К концу войны шестнадцатилетний Аркадий Каманин был уже опытным летчиком с 650 вылетами за плечами. Помимо двух орденов Красной Звезды, он был удостоен ордена Красного Знамени, медалей "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
"Летал Аркадий много, по-юношески азартно, с увлечением", - писал о сыне старший Каманин: "К службе относился честно, дисциплину строго соблюдал и в мечтах видел себя, конечно, летчиком настоящего боевого самолета Ил-2".
Мечтам и надеждам самого юного советского летчика, к сожалению, так и не суждено было сбыться. Аркадий Каманин благополучно пережил Великую Отечественную войну, но скончался от менингита в 1947 году в возрасте всего 18 лет.



Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Интересные фотографии времен СССР В сети показали самый «тощий» дом Вьетнама А у вас буква отвалилась! Пост о тотальной безграмотности Женщина пожалела, что отвлеклась на вопрос фотографа Купи дом на берегу говорили они Водитель такси залил девушке лицо перцовкой 20 вещей, назначение которых покрыто тайной Пастуху удалось оживить козла, сделав ему искусственное дыхание Россия поставляет в Германию мосты Депутаты предложили смягчить правила парковки возле остановок общественного транспорта Девушки Бонда: как они изменились за десятилетия 35 блестящих дизайнерских решений, от которых захватывает дух