12 июня 2022 года в 19:49

Легендарный ЗИЛ-130: все его американские родственники

В рейтинге самых массовых грузовиков СССР трудяга ЗИЛ‑130 занимает почетное второе место после не менее легендарного ГАЗ‑51.
А по продолжительности конвейерной жизни "сто тридцатый" и вовсе рекордсмен.
Серийно его производили с 1962 года, когда выпустили установочную партию, по 1995‑й, правда, уже под именем ЗИЛ‑431410.
А если учесть, что шасси и двигатель прожили и вовсе до конца ХХ века, то равных этому грузовику в нашей истории нет!                                    
1.





Смотреть все фото в галерее
Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной.
Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года. При разработке 130‑го на ЗИЛе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов, в основном - американских.
Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку ее кабина была заметно сложнее и не устраивала военных.
Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину - более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность.
Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно все же пошло в серию.    
2.


Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х. Но у этого "американца" пока не было панорамного ветрового стекла.    
3.


В 1959 году в серию пошел американский International с новой кабиной и панорамным стеклом. Но эта машина навевает ассоциации скорее с ГАЗ‑53, чем с ЗИЛ‑130.    
4.


Аналог ЗИЛ‑130 - Ford серии F, помимо панорамного стекла и буквы V (от V8) на передке, не имел с советской машиной ­практически ничего общего.    
5.


Один из аналогов будущего ЗИЛ‑130 - грузовик Dodge серии С. 
Конструкция ветрового стекла на советском автомобиле именно от него.
Но сама кабина - иная. Кстати, капот у Доджа открывался, в отличие от зиловского, поднимающегося целиком вертикально, подъемом вверх лишь левой и правой частей. Узкая средняя часть капота у американской машины оставалась неподвижной.    
6.


ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое.
Мотор V8 был совершенно новым, рама - заметно усиленная.
Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача - 6,45) внедрили, правда, еще в 1961 году на ЗИЛ‑164А. 
Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика - на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.    
7.


Рама ЗИЛ‑130 - оригинальная.
Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика - Ford серии F. 
Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах - до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом.
Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании - автокроссе на грузовиках.    
8.


Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 - модернизированный от ЗИЛ‑164. Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года. Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.    
9.


Корни зиловской "восьмерки" уходят в 1952 год. Предок советского мотора - агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 куб. дюйма) марки Chrysler. Правда, отечественный агрегат заметно изменили.    
10.


Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111.
При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность - с 200 до 150 л.с. при 3200 об/мин.
ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.    
Для завода, да и для всей страны машина стала эпохальной.
Хотя некоторые новинки, предназначенные для ЗИЛ‑130, внедрили уже на ЗИЛ‑164А 1961 года. При разработке 130‑го на ЗИЛе исследовали и испытали несколько зарубежных аналогов, в основном - американских.
Первый прототип ЗИЛ‑130 появился в 1956 году. Совсем раннюю бескапотную версию отвергли, поскольку ее кабина была заметно сложнее и не устраивала военных.
Капотный опытный образец имел совершенно новую кабину - более просторную, чем у предшественника, с панорамным ветровым стеклом. Помимо моды на такие стекла, пришедшей из США, важна была и улучшенная обзорность.
Против большого и сложного панорамного стекла выступали военные (ведь полноприводный ЗИЛ‑131 максимально унифицировали со 130‑м), но оно все же пошло в серию.    
Прототип ЗИЛ‑130 немного напоминает американский грузовик International серии R середины 1950‑х. Но у этого "американца" пока не было панорамного ветрового стекла.    
В 1959 году в серию пошел американский International с новой кабиной и панорамным стеклом. Но эта машина навевает ассоциации скорее с ГАЗ‑53, чем с ЗИЛ‑130.    
Аналог ЗИЛ‑130 - Ford серии F, помимо панорамного стекла и буквы V (от V8) на передке, не имел с советской машиной ­практически ничего общего.    
Один из аналогов будущего ЗИЛ‑130 - грузовик Dodge серии С. 
Конструкция ветрового стекла на советском автомобиле именно от него.
Но сама кабина - иная. Кстати, капот у Доджа открывался, в отличие от зиловского, поднимающегося целиком вертикально, подъемом вверх лишь левой и правой частей. Узкая средняя часть капота у американской машины оставалась неподвижной.    
ЗИЛ‑130 сохранил от предшественника ЗИЛ‑164 совсем немногое.
Мотор V8 был совершенно новым, рама - заметно усиленная.
Модернизированную пятиступенчатую коробку передач (7,45/4,1/2,29/1,47/1,0, главная передача - 6,45) внедрили, правда, еще в 1961 году на ЗИЛ‑164А. 
Колесную базу ЗИЛ‑130 по сравнению с ЗИЛ‑164 уменьшили на 200 мм, длину бортового грузовика - на 25 мм. Зато увеличили колею и, что самое главное, длину кузова: 3752 мм, против 3540 мм у ЗИЛ‑164.    
Рама ЗИЛ‑130 - оригинальная.
Все заокеанские аналоги имели менее металлоемкие и одновременно более слабые конструкции. Как, например один из одноклассников советского грузовика - Ford серии F. 
Создатели ЗИЛа понимали, что машина, рассчитанная на 4000 кг груза, а на хороших дорогах - до 5000 кг, будет часто работать с перегрузом.
Да и где эти хорошие дороги? Не говоря о том, что американские аналоги вряд ли выдержали бы нагрузки, которые испытывали ЗИЛы во время прыжков, участвуя в довольно популярном в СССР соревновании - автокроссе на грузовиках.    
Пневмопривод тормозов на ЗИЛ‑130 - модернизированный от ЗИЛ‑164. Усовершенствованную систему с компрессором большей производительности ставили на ЗИЛ‑164А с 1961 года. Аналогичные системы стояли практически на всех американских одноклассниках.    
Корни зиловской "восьмерки" уходят в 1952 год. Предок советского мотора - агрегат V8 объемом 5,8 л (100×92 мм, 354 куб. дюйма) марки Chrysler. Правда, отечественный агрегат заметно изменили.    
Двигатель V8, установленный на ЗИЛ‑130, упрощенный вариант мотора, который устанавливали с 1958 года на представительский ЗИЛ‑111.
При рабочем объеме 6,0 л (100×95 мм) степень сжатия для грузовика понизили с 9,0 до 6,5, мощность - с 200 до 150 л.с. при 3200 об/мин.
ЗИЛ‑130 для своего времени был очень динамичным. Поначалу некоторые специалисты говорили, что для грузовика динамика избыточная.    
Трудовая книжка
Серийный ЗИЛ‑130 для середины 1960‑х был современным, удачным, гармоничным по дизайну кабины автомобилем.
Он не был копией конкретной модели - скорее неким "собранием сочинений", причем в вольном переводе.
Советские водители ценили ЗИЛ‑130 за надежность, прочность и простоту обслуживания. Но уже лет через десять после начала производства машина с бензиновым двигателем, для которого расход под 30 литров на 100 км был совсем не пределом, в сравнении с зарубежными аналогами выглядела архаичной.
А ведь ее, включая десятки модификаций, в том числе последней версии - ЗИЛ‑431410, выпускали еще два десятилетия, остановив производство на отметке 3 388 312 автомобилей.
Впрочем, те, кто в конце 1950‑х годов проектировали ЗИЛ‑130, на это, конечно, не рассчитывали.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Приколы февраля Кошка вышла на подиум во время показа В Североуральске избили женщину, пожаловавшуюся на неубранный снег Нелепые ошибки, при виде которых так и хочется дать людям словарь Нестареющая классика Двойные стандарты До чего же омерзительный заголовок Чё говоришь, золото? Результат… Пассажирку чуть не сняли с рейса из-за отсутствия бюстгальтера Производить в России автомобили дешевле 500 000 рублей - это реально? 17 интересных моментов, которые люди успели сфотографировать, когда отправились в поход Скончалась искусствовед Нина Молева, завещавшая Путину коллекцию картин на 2 млрд долларов Владелец сверчковой фермы в Новосибирске уверен, что большинство россиян готовы есть насекомых По-настоящему философский подход к вездесущему бардаку Жизнь городов: финалисты фотоконкурса Urban Photo Awards 2021