24 июля 2023 года в 07:48

Вспоминаем Jawa – малоизвестные факты о самых популярных в СССР мотоциклах

Когда-то только при одном слове "Ява" сердца подростков начинали учащенно биться в груди. Мотоциклы из Чехословакии можно было по праву называть советскими, ведь их большая часть шла на экспорт именно в СССР.                                    



Сначала оригинальные, потом похожие на модели Иж, Jawa всегда отличались неизменным качеством сборки и надежностью. Конечно, по сравнению с современными мотоциклами "Ява" требует периодического внимания, но в советскую эпоху она считалась лучшей. Не зря мототуристы старались приобрести именно этот байк.Кстати, записей с последующими открытками по почте на покупку Jawa в СССР не было. Но мотоциклы никогда не застаивались. Желающие приобрести их сутками дежурили возле крупных магазинов, некоторые колесили по всему Советскому Союзу.

Неожиданно, но "урвать" Jawa можно было и в сельских "универмагах". Деревенские не так жаловали мотоциклы из Чехословакии, как городские. Дело не в том, что они им не нравились, просто местные исходили из доступности запчастей.Это в городе их можно было приобрести, чаще всего у перекупщиков. В магазинах детали тоже имелись, но часто не те, что нужно. Опытные мотоциклисты закупались впрок. А вот в деревне с этим были проблемы.Сегодня мы расскажем интересные факты из истории бренда Jawa. Возможно, фанаты этих мотоциклов большинство из них знают. Но всем в любом случае будет приятно вспомнить юность и запах двухтактного выхлопа от настоящей иномарки.

Первый массовый "иностранец"Поставки мотоциклов Jawa в СССР официально начались в 1962 году. Модели из Чехословакии и до этого попадали в руки советских граждан, но эпизодически, в порядке частной инициативы.

А вообще, ЧССР еще в 1948 году стала участницей Совета экономической взаимопомощи. Соответственно Советский Союз обязался покупать местную продукцию и поддерживать производителей.Поэтому мотоциклы Jawa и CZ начали поставлять в СССР массово, хотя модели являлись прямыми конкурентами Иж. С другой стороны, мотопроизводство всей Чехословакии было в рамках огромного Советского Союза слишком незначительным.Но любители двухколесной техники приняли "Яву" с восторгом. А как же - это была единственная массовая иномарка, пускай и из братской социалистической страны.

Кстати, Jawa не имеет ничего общего с одноименным островом. Бренд так назвал основатель - Франтишек Янечек, совместив начало своей фамилии с немецкой фирмой Wanderer. Ведь первые мотоциклы "Ява" были собраны на оборудовании и по лицензии германской компании.Jawa, к слову, появились в 1929 году. К сожалению для производителя, спросом они не пользовались. На это был ряд причин: Высокая цена Неизвестность бренда Наличие на рынке более популярных моделей, тех же WandererВсе Jawa, которые появлялись в СССР, казались верхом совершенства как внешне, так и технически. Хотя, уже ближе к концу 70-х, чешские мотоциклы устарели. Виновен в этом косвенно Советский Союз. Ведь он забирал большую часть продукции и требовал еще. Смысл проводить глобальную модернизацию, если байки и так разбирают?

Вопреки проблемамМало кто в России знает, что "Ява" могла сгинуть в горниле Второй Мировой войны. В 1938 году Чехию захватила Германия. Мотоциклы выпускать запретили, а завод приспособили для сборки и ремонта военной техники.

Но инженеры и руководство предприятия не отчаялись. Они тайно начали разрабатывать новые модели мотоциклов и даже успели подготовить до 1 000 сборочных комплектов, спрятанных от немцев.Надо сказать, что Jawa 250, прозванная "Перак", то есть, "пружинящей", оказалась успешной. На это косвенно намекает золотая медаль, полученная в 1946 году на Парижском автосалоне.

Мировая известность и разнообразие цветовМотоциклы из Чехословакии продавались более чем в сотне стран мира. Основные рынки для бренда: СССР Турция Индия ЕгипетИнтересно, что в последних трех странах Jawa так полюбились местному населению, что там наладили их лицензионный выпуск. Кстати, это спасло чешский бренд уже в XXI веке. Именно индусы выкупили разорившуюся компанию. Почти все современные модели "Ява" выпускаются в этой стране.

Для советского человека мотоцикл "Ява", вне зависимости от версии, обязательно ассоциировался сначала с вишневым, а потом с ярко-красным цветом. Других мотоциклов чехи почему-то к нам не поставляли.Но разноцветные Jawa существовали. Они шли на рынки капиталистических стран. Местные разборчивые покупатели требовали хоть какого-то разнообразия.Кстати, когда двухтактные мотоциклы "правили балом" на мировой арене, Jawa блистала в спорте. Специально для соревнований выпускались кроссовые, шоссейно-кольцевые и даже "ледовые" модели. Многие ведущие спортсмены побеждали на "Явах", навсегда вписав этот бренд в историю.

Инновации в производствеВ конце 80-х мотоциклы Jawa нравились только советским любителям двухколесной техники. Для Европы, а тем более, США, они давно к тому времени устарели. Двухтактные двигатели нещадно дымили, вызывая ужас у защитников экологии. В те годы такими моторами оснащали только скутеры.

А ведь до того, как "Явы" начали поставлять в СССР, мотоциклы из Чехии считались если не лучшими, то современными и инновационными. Например, "Старушка", она же "Вишневка", для некоторых стран оснащалась автоматическим сцеплением без рычага.Эта система была запатентована, что не помешало знаменитой Honda ее скопировать и внедрить на своих мотоциклах. Впрочем, японцев за это наказали через суд - заставив платить неустойку, а потом и сбор с каждого выпущенного байка.Для ряда стран выпускали модификацию Jawa Oilmaster. Этот байк оснащался системой раздельной смазки - как на ранних Иж Планета Спорт. Двухтактный двигатель данной версии работал на смеси масла с бензином. Но смазку не нужно было заливать в топливный бак. Конструкторы предусмотрели для этого отдельную емкость.

Советские мотоциклисты такой роскоши не видели. К нам поставляли самые дешевые модификации, без всяких "наворотов". Объяснение тому простое - цена. Jawa стоили и так дороже, чем "одноклассники" Иж. Видимо, в Министерстве торговли СССР решили, что такие мотоциклы никто брать не захочет.Хотя, в небольших количествах такие "Явы" однозначно бы раскупали. Видимо, советская экономика просто не могла допустить разницы в ценах между "Ява" и Иж. При этом чешские мотоциклы все равно бы покупали.Интересно, но та же Jawa 250 "Старушка" в Европе позорно провалилась. В Советском Союзе тоже предпочитали более мощную модификацию, но за неимением выбора, разбирали и "Чекушки".

Любовь "киношников"В СССР "Явы" считались самыми "пижонскими" мотоциклами. Поэтому их покупала "золотая молодежь", обеспеченные родителями хулиганы и прочие "сочувствующие". Да и вообще, парень на Jawa однозначно мог рассчитывать на большее внимание к своей персоне, как в мужской, так и женской компании.

Ничего удивительного, что советские режиссеры выбрали "крутой" байк средством передвижения бесшабашных, чаще всего, отрицательных героев. Самым популярным мотоциклистом советского кинематографа однозначно признавали Николая Караченцова в роли бандита Урри.А еще "в народе" считается, что на "Яве" ездил знаменитый Виктор Цой. На самом деле, у певца даже прав не было на мотоцикл.Сейчас некогда популярный бренд Jawa растерял славу. Но мотоциклы до сих пор выпускаются. Производитель нашел свою нишу в классе ретро. В первую очередь, благодаря деньгам индийских владельцев.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

«Мутабор» - всё: в Москве закрыли клуб, где отгремела вечеринка Ивлеевой В Индонезии обнаружена древнейшая в мире пирамида Типичный словарь петербуржцев В Минске разыскивают женщину-кошку, которая помяла капот раритетного автомобиля ради фото Гилмертонская пещера: культовое место или уголок отдыха? Почему съемки Типичный родительский чат перед выпускным Фотопрогулка по городам СССР Мужчина проехал 1600 км в снежную бурю, чтобы отвезти незнакомцев на Аляску