30 августа 1877 года французский изобретатель, художник и популяризатор науки Эмиль Рейно запатентовал праксиноскоп - оптический прибор для демонстрации движущихся рисунков. В продолжении статьи вы узнаете о прародителе мультипликации, а так же о том, почему изобретатель в итоге впал в депрессию и утопил почти всё, что нарисовал.
![](/uploads/5/1/51683f049643ad67b0f7f8628f0ae7b9_small.jpg)
Изобретение Рейно соединило два уже существовавших похожих аппарата - зоотроп и фенакистископ. На них останавливаться не будем, но опишем новый прибор.Он состоял из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров. На его внутренней поверхности размещалась лента с картинками-кадрами (в первое время - по 8-12 изображений). В центре цилиндра устанавливали зеркальную призму с таким же количеством граней.Цилиндр вращали с помощью ручного привода и зритель в зеркальце внутренней призмы видел движущиеся картинки. А благодаря точным расчётам, создавался эффект плавного непрерывного движения - очень похоже на короткий мультфильм.
![](/uploads/f/c/fc9f83264d8437efc8e9c58891825cf3_small.jpg)
На достигнутом Рейно не остановился и продолжал усовершенствовать своё изобретение. Совместив праксиноскоп с проектором, он придумал "оптический театр" - и смог показывать "мультики" не одному зрителю, как раньше, а множеству людей.Он заменил цилиндр аппарата мягкой лентой, состоявшей из скрепленных между собой прозрачных желатиновых пластинок размером 4 на 5 см.На каждой отдельной пластинке был поочередно нарисован кадр будущего мультфильма - в какой-то мере это можно назвать прототипом киноплёнки. Количество кадров на такой ленте уже достигало нескольких сотен.Простейшие движущиеся картинки сменились сюжетными повествованиями - пусть и не слишком длинными.
![](/uploads/8/1/81c4d6c5d72bb44697855c1cfbd999d4_small.jpg)
В своей работе Эмиль Рейно проявил не только изобретательский, но и художественный талант: все картинки - можно сказать, все свои "мультики" - он рисовал и монтировал сам.Он первым стал использовать постоянные декорации, которые рисовал отдельно от персонажей и транслировал на экран с помощью ещё одного проектора. Этот приём стал считаться одной из основ самой технологии мультипликации.Кроме того, Рейно стал первым, кто добавил к своим движущимся картинам музыку. Некоторые источники утверждают, что писал он её тоже сам, другие называют автором музыкального сопровождения его мультфильмов композитора Гастона Полена.
![](/uploads/c/2/c2932c1a683a5ee6ee4078675c4461bd_small.jpg)
Первый широкий показ "длинного" мультипликационного фильма Эмиля Рейно состоялся в октябре 1892 года в Париже, в музее Гревен.Программы состояли из нескольких анимационных сюжетов, сеанс длился 15-20 минут. Зрители были изумлены и потрясены "светящимися пантомимами" изобретательного француза. До марта 1900 года эти проекции посетили более 500 тысяч человек.Последующие два года можно, вероятно, назвать пиком популярности Рейно и его "светящихся пантомим". Известно о пяти таких пантомимах, созданных между 1888 и 1893-м годами. Главным же шедевром Эмиля Рейно называют короткометражный мультик "Вокруг кабинки", созданный в 1893-1894 годах.
![](/uploads/4/d/4d1121fcd9d507a3e79b3e463868fcaf_small.jpg)
К сожалению, история праксиноскопа завершилась довольно печально.Прогресс не стоял на месте и в 1895-м году в мир ворвался кинематограф. Интерес к творениям Рейно пошёл на спад, соперничать с кинофильмами он не мог. В отчаянии изобретатель уничтожил свой аппарат, а ленты с мультфильмами утопил в Сене. По невероятной случайности уцелели лишь две из них - "Бедный Пьеро" и "Вокруг кабинки".
P.S. Название праксиноскоп, кстати, объясняется просто - оно придумано на основе двух греческих слов, означающих "действие" и "смотрю".