Про Александра Роу можно с уверенностью сказать, что это создатель и основоположник самых русских киносказок. И не просто создатель, а человек, установивший канон этого жанра. Однако Александр Роу был еще и режиссером, не боявшимся экспериментов. Он смело пользовался на съемках разными техническими приемами.
В 1945 году в одной из итальянских газет написали такую рецензию на сказки Александра Роу: "Поистине замечательные фильмы, чудесные и невероятно интересные с кинематографической точки зрения. А с технической стороны - это исключительно зрелищное кино".Я бы еще добавила, что для того времени это еще и исключительно сложное кино. Например, во всех сказках режиссер задействовал настоящих животных. Ему советовали заменить их куклами. Мол, пустое дело, только пленку переведешь. Но даже в первой своей сказке Роу категорически отказался от кукол, снимал живую щуку и даже добился того, чтобы она открывала рот.
Александр Артурович Роу, режиссёр, народный артист РСФСР, чудесный волшебник киносказкиА дальше в его сказках появляются зайцы, которые стучат лапами по дереву, коты практически с человеческими повадками, свиньи, запряженные тройкой, лошади с завязанными глазами, потому что они боялись Георгия Милляра в сложном гриме Бабы Яги, и другие животные. С этими актерами на площадке работал дрессировщик Георгий Алексеев. Он вспоминал, что порой выбивался из сил, потому что Роу требовал от сцен с животными полного правдоподобия.В сказке "Варвара-краса, длинная коса" на свист царевича должен был выбежать "невиданный зверь", роль которого исполни ослик. Он должен был помочь в переправе, но так как царевич съел предназначавшуюся для животного морковку, то осел обозвал его обжорой. На осле также убегают Варвара и Андрей-рыбацкий сын.Чудеса техникиВ докомпьютерную эру кинематографа постановщики проявляли чудеса технической изобретательности, чтобы волшебство появилось и в сказке. Герои Роу летали на коврах-самолетах, спускались под воду, исчезали и появлялись.
Во время съемок "Варвары-красы" команда режиссера смело пользовалась техническими новинками того времени. Ни один фильм Роу не обходился без комбинированных съемок. Причем использовал он одну из самых сложных ее вариаций - метод инфрамаски. Съемка одного и того же эпизода происходит дважды и снимается на две пленки. Путем химической обработки пленки соединяются два изображения. Сейчас эффект комбинированной съемки сильно заметен, а в то время это было практически волшебством.Очень часто Роу использовал метод обратной съемки. Когда кинопленка прокручивается в обратном направлении и зритель видит (или не видит) обратный ход событий. Иногда этот метод применяют для создания комичной сцены. А иногда, чтобы выполнить трюк. Например, запрыгнуть спиной на ветку дерева и т.п.
В фильмах-сказках Александра Роу животных никогда не заменяли куклами, все звери настоящие Сложные декорацииВ "Варваре-красе", как и во всех сказках Роу на народную тематику, очень красивые пейзажи. Однако снимали эти сцены не всегда на натуре. Многие были сняты в павильонах киностудии. Просто Роу использовал сложные декорации, чтобы добиться натуралистичности.По его заказу конструкторы собирали необходимые механизмы, чтобы в сказках все двигалось и шевелилось. Причем, режиссера не пугали ни масштабы, ни сложность работы. Георгий Милляр, неизменный исполнитель роли Бабы Яги в сказках Роу, говорил о режиссере так:"Мне всегда нравился реалистический подход Александра Артуровича к сказке, это делает сказку серьезным делом".Кстати, рука, которая появлялась из тазика и сопровождалась устрашающим "Должок!" принадлежала вовсе не Георгию Милляру, как многие ошибочно думали, а руководителю "Ералаша" Борису Грачевскому.
Без сомнения, Александр Роу был не только талантливейшим режиссером, но и мастером спецэффектов. Это подтверждают Джордж Лукас и Стивен Спилберг, которые называют советского режиссера своим учителем.