Загадка мумии, что веками дразнила умы археологов, наконец-то раскрыта! "Таинственная леди", чьи останки хранились в Варшавском университете, оказалась не просто древней египтянкой, а настоящей сенсацией, перевернувшей научный мир.
Гендерная неопределенностьГруппа польских специалистов во главе с археологом Камилой Браулинской взялась за непростое дело - пролить свет на любопытный артефакт, хранящийся в Варшавском университете. Речь о мумии "Таинственной леди".Действительно, за прошедшие десятилетия с ней каких только аномалий ни происходило.Это захоронение обнаружили два века назад. Где - точно неизвестно: то ли в Фивах (территория современного Луксора), то ли в знаменитой пирамиде Хеопса. В 1826-м мумию передали на хранение в университет Варшавы.И вот первая странность: более столетия ею не интересовался ни один ученый. Кроме короткой записи в каталоге - ничего.

К слову, в архивной карточке никакая "леди" не упоминается. Считалось, что это мумия мужчины, жившего в I веке до нашей эры. Возможно, некоего высокопоставленного жреца по имени Хор-Джехути. Так, по крайней мере, было написано на саркофаге.Проверить это решились только в 2015-м. И не зря. На КТ-снимках не обнаружили ничего, что напоминало бы мужские половые органы. Зато отчетливо разглядели густые длинные волосы и - молочные железы.Однако по-настоящему удивило специалистов другое...Что-то пошло не по плануДля более детального анализа просканировали брюшную полость этой женщины, скончавшейся в возрасте от 20 до 30 лет."Когда мы увидели маленькую ножку, а затем маленькую ручку, мы были действительно шокированы", - вспоминала в беседе с журналистами руководитель исследовательской группы антрополог Маржена Озарек-Шилке.

Для научного мира это была сенсация - первая в истории прекрасно сохранившаяся мумия беременной женщины. Ученые пришли к выводу, что древняя египтянка была на седьмом месяце.При подготовки к 3D-печати тела кто-то из команды обратил внимание, что на лицевых костях есть серьезные дефекты. По мнению Озарек-Шилке - куда серьезнее тех, что возникают в процессе мумификации, когда через нос удаляют головной мозг.Участвовавший в изучении мумии врач-онколог Рафал Стец высказал предположение: костные изменения могла вызвать агрессивная форма рака. Других патологий у "леди" не выявили.Однако эту версию поддержали не все. В частности, профессор радиологии Каирского университета Сахар Селим указала, что польские ученые не дали ни одного анатомического свидетельства того, что в утробе женщины находился плод.

На ее вопрос "Каким образом кости младенца исчезли, а мягкие ткани сохранились?" поляки ответили: из-за действия различных кислот."В матке матери в условиях полного отсутствия кислорода (ввиду бальзамировки тела) сформировалась агрессивно кислая среда. В конечном счете она буквально "засолила" плод", - говорится в отчете об исследовании.
Все встало на свои местаПочти десять лет доводы Сахар Селим оставались в тени ажиотажа, который возник вокруг "первой в мире беременной мумии, умершей от рака". Непоследнюю роль в этом, разумеется, сыграли СМИ.Лишь совсем недавно археолог Камила Браулинская с коллегами смогла доказать, что каирский радиолог была права. Для этого всего-навсего понадобилось просмотреть почти полторы тысячи КТ-снимков, которые почему-то не учли предшественники.

Для чистоты эксперимента ученые работали в четырех независимых группах и не обменивались друг с другом мнениями. Все получили один результат.Во-первых, никакой беременности не было. То, что Озарек-Шилке приняла за ребенка, на самом деле - "сгустки тканей". Подобное, по словам Браулинской, случается, если нарушен процесс бальзамирования. Например, концентрация раствора слишком высокая. Или же извлекли не все внутренние органы.Аналогично с "раком" "Таинственной леди". Никакой онкологии у нее не было. Попросту жрецы не слишком аккуратно удалили мозг, сильно повредив кости черепа.А "замариноваться" в утробе матери младенцу невозможно. Как отметила Браулинская, после обработки брюшной полости дубильными веществами ни о какой "кислотной среде" говорить не приходится. Но версия, иронично добавила она, красивая.