Еще в IV веке до н. э. Андростен, адмирал Александра Македонского, заметил, что листья тамаринда на ночь опускаются, защищая плоды. Фрэнсис Бэкон в 1626 году писал, что ноготки, мальва и другие растения "радуются солнцу и грустят в его отсутствие". А Шелли в стихах воспевал мимозу, чьи листья раскрываются навстречу свету и складываются с приходом ночи.

Но больше всех увлёкся этой темой Карл Линней - шведский естествоиспытатель и врач, создатель единой системы классификации растительного и животного мира.

Он годами наблюдал за растениями, которые открывают и закрывают лепестки в определённое время, и в 1751 году разделил их на три группы:
Meteorici - реагируют на погоду.
Tropici - зависят от длины светового дня.
Aequinoctales - подчиняются строгому расписанию.
Кстати, нельзя путать часы Линнея с цветочными клумбами в форме циферблата - первые такие появились в Париже в 1892 году.

Почему растения Aequinoctales ведут себя как живые часы, учёные разгадывали два века. В 1729 году французский астроном де Меран поместил мимозу в тёмный подвал. И та продолжала поднимать листья днём и опускать ночью. Другие эксперименты подтвердили: дело не в свете, температуре или влажности. Даже искусственная смена дня и ночи лишь ненадолго сбивала их ритм.Чарльз Дарвин предположил, что растения сами генерируют свои собственные биологические часы. А в XX веке немецкий биолог Эрвин Бюнинг связал эти ритмы с сезонными изменениями.

В 1748 году Линней задумался: если растения открываются и закрываются в разное время, можно ли создать из них живые часы? Достаточно высадить их по кругу в порядке расписания. И, взглянув на клумбу, вы примерно определите время суток.В своей "Философии ботаники" он перечислил 46 таких растений, из которых 43 вошли в его Horologium florae - цветочные часы с "циферблатом" от 3 утра до 8 вечера. Среди них были цикорий, одуванчик, ноготки и даже... картофель.

Линней поручил сыну, Карлу-младшему, воплотить идею в жизнь. Тот с детства наблюдал за растениями, а в 13 лет уже собирал данные для часов. Но, увы, ни его записи, ни сам цветочный механизм до нас не дошли.

Линней был не первым, кто попытался превратить растения в хронометр. Еще в 1641 году Афанасий Кирхер создал "подсолнуховые часы": цветок, плавающий в бочке с водой, поворачивался за солнцем, а стрелка на его стебле указывала время. Правда, проработали они недолго, а критики уверяли, что Кирхер просто спрятал внутри магнит.Современные энтузиасты продолжают эксперименты. В 2022 году Ботанический сад Берна представил свои цветочные часы, отобрав растения, идеально подходящие для местного климата. А российские художники-ботаники разработали вариант для средней полосы - с шиповником, сиренью и полевыми гвоздиками.

Природа - самый изобретательный и виртуозный часовщик. И если вам когда-нибудь понадобится узнать время без гаджетов, нужно просто посмотреть на цветы.