Каждый год тысячи туристов стекаются в Камбоджу, чтобы увидеть величайшее архитектурное чудо мира - храмовый комплекс Ангкор-Ват.

Этот монументальный лабиринт святилищ, высеченный в камне в XII-XIII веках божественными правителями Кхмерской империи, до сих пор остаётся крупнейшим религиозным комплексом на планете. Но даже среди этих грандиозных руин скрывается одна загадка, которую большинство посетителей просто не замечает - гравировка, похожая на стегозавра, высеченная на стене древнего храма.

Один из самых известных храмов - Та Пром - был построен в конце XII века королем Джаяварманом VII. Это место, где корни исполинских баньянов вплетаются в руины, а лианы опутывают стены, как будто природа пытается защитить святилище от времени. Именно здесь, в затерянном уголке комплекса, можно найти странный рисунок: каменная рептилия с плавниками на спине, которая поразительно напоминает стегозавра.

Размером с ладонь, эта гравировка спрятана в тенистом закоулке, где туристы обычно делают селфи на фоне корней деревьев. Но если присмотреться - сердце забьётся быстрее. Стегозавр? На стенах средневекового храма? Как такое возможно?

После съёмок фильма "Лара Крофт: Расхитительница гробниц" (2001) в Та Проме популярность храма взлетела до небес. Но даже в толпе экскурсантов, без остановки делающих фото, мало кто замечает древнего "динозаврика". Почему? Потому что он не на виду. Он - как шутка истории, спрятанная в трещинах стены.

Некоторые уверены, что это современная шутка. Кто-то втайне высек динозавра, чтобы запутать исследователей. Но если это подделка, то чересчур уж точная. Ведь стегозавр на камне повторяет очертания до мельчайших деталей.Другие предполагают, что древние кхмеры могли найти окаменелости и попытаться изобразить неведомое существо. Возможно, они столкнулись с остатками доисторического мира и попытались передать его в камне?

Есть и более скучная, но логичная версия: это не динозавр, а корова или носорог, за которыми художник спрятал пальмовую ветвь. Её листья, мол, и создают иллюзию "плавников" на спине животного. Просто игра света и воображения.

А может, динозавры жили дольше, чем мы думаем? Возможно, в тропиках Юго-Восточной Азии, где климат не менялся тысячелетиями, рептилии дожили до эпохи человека, сохранившись в фольклоре кхмеров как страшные чудовища, прячущиеся в джунглях?

Что же всё-таки изобразил каменотёс? Совпадение? Игра света? Или это последнее послание вымершего мира, сохранившееся в камне?

Одно ясно: Та Пром - не просто храм. Это мост между прошлым, настоящим и тем, чего мы ещё не понимаем.