До появления стали и бетона у архитекторов и инженеров был лишь один выбор - кирпич и камень. Эти материалы не могли соперничать с металлом в гибкости, но зато служили веками.

Каменные мосты и вовсе практически вечны: в Европе и Азии до сих пор стоят виадуки, построенные сотни, а то и тысячи лет назад. И переживут они многие современные стальные конструкции.

К середине XIX века сталь и чугун начали вытеснять кирпич, но у арочных мостов оставалось ключевое преимущество - чем больше на них давит вес, тем прочнее они становятся. После череды катастроф с чугунными мостами, унесших десятки жизней, железнодорожные инженеры вновь обратились к кирпичу и строили из него вплоть до XX века.

Один из самых красивых примеров - виадук через долину Уз (Ouse Valley Viaduct), завершённый в 1842 году. Этот 500-метровый гигант из красного кирпича и светлого известняка до сих пор служит частью железной дороги Лондон - Брайтон.

Его изящные арки, итальянские павильоны и парапеты создают впечатление, будто перед вами не инженерное сооружение, а дворцовый фасад.

Но главная изюминка - перевёрнутые арки у основания опор: если встать прямо под мостом, открывается гипнотический вид сквозь весь виадук.

На его строительство ушло 11 миллионов кирпичей, а часть привезли аж из Нидерландов! А декоративный камень для отделки добывали в Нормандии.

Однако виадук через Уз - не рекордсмен. Титул самого большого кирпичного моста в мире принадлежит немецкому Гёльчтальбрюкке (Göltzsch Viaduct).

Построенный в 1851 году, он возвышается на 78 метров и состоит из 26 миллионов кирпичей!

Инженер Иоганн Андреас Шуберт выбрал кирпич вместо гранита: в округе было много глины, что удешевило производство. Вдоль железной дороги работали 20 кирпичных заводов, поставлявших материал для этого исполина.

Рядом стоит его младший брат - Эльстертальбрюкке (12 млн кирпичей), второй по величине кирпичный виадук в мире. Оба до сих пор в строю, пропускают поезда из Лейпцига в Хоф.

Эти мосты пережили войны, революции и натиск прогресса - и всё благодаря обычному кирпичу. Может, и наши небоскрёбы однажды назовут древними?