Похоже, скоро отечественный мессенджер станет обязательным для любых сфер деятельности.

Российских пользователей "Госуслуг" фактически вынудили перейти в национальный мессенджер Max для работы с электронной подписью: теперь самостоятельно отправить документ в "Госключ" на подпись можно только через чат‑бот в этом сервисе. Разработчики "Госключа" подтвердили, что опция самостоятельной отправки файлов доступна лишь при использовании Max, тогда как прежняя схема - прямая загрузка документа в приложение без сторонних сервисов - больше не работает.Схема подписи теперь выглядит так: пользователю нужно установить Max, зарегистрироваться, найти чат‑бот "Госключ", впервые подтвердить профиль через "Госуслуги", затем загрузить файл и выбрать тип электронной подписи; подписанные документы и данные ЭП хранятся уже в интерфейсе бота. Те, кто пытается подписать документ через портал или приложение "Госуслуг", сталкиваются с автоматическим перенаправлением на страницу с требованием отправить файл в Max, при этом альтернативных вариантов интерфейс не предлагает.

Исключение пока сделано только для интегрированных организаций: для "рабочих" документов по API по‑прежнему можно направлять файлы в "Госключ" из внешних информационных систем, минуя пользовательский Max. Однако для обычных граждан набор ограничений вокруг цифровых сервисов очевидно растёт: ранее Минцифры начала поэтапно отказываться от входа на "Госуслуги" по SMS‑коду в пользу подтверждения через Max, обязала домовые чаты и студенческие электронные зачётки "переехать" в мессенджер, а разблокировка аккаунтов "Госуслуг" после 72‑часовой блокировки во многих случаях стала возможна либо через Max, либо только при личном визите в МФЦ. При этом, блокировка включается, в том числе, если пользователь перепутал пароль или в течение некоторого времени входил в сеть через VPN. На блокировку "Госусулуг" пожаловались жители Тулы, Волгограда и других городов РФ.

Россияне уверены, что такие меры безопасности приняты не ради самой безопасности, а для увеличения охвата пользователей MAX. Похоже, власти всерьёз вознамерились сделать этот мессенджер наиглавнейшим инструментом жизни рядового человека. Так, недавно появилась информация о том, что обсуждалась идея о переводе всех банковских уведомлений в MAX, но пока эта инициатива не встретила полного одобрения. В частности, операторы связи высказались против нововведения, ведь на этом они потеряют изрядные деньги - до 15 млрд рублей в год. Но вряд ли эту идею перевода оставят как невыполнимую. В конце концов, MAX уже частично приравняли к удостоверению личности - его можно предъявлять вместо паспорта при покупке алкоголя и сигарет для подтверждения возраста.

Между тем достаточно ознакомиться с отзывами на мессенджер MAX
на сайте Rustore, чтобы понять настроения пользователей.
