Эта удивительная женщина между делом придумывала такие загадки, которые продолжают будоражить горячие умы и по прошествии полувека с того момента, как королева детектива ушла из жизни. И будут продолжать это делать в случае с новыми поколениями.

Но Агата Кристи хранила немало секретов. Знаете ли вы, что она гоняла на сёрф-доске, скрывалась от полиции, а её мужа подозревали в убийстве? Эта десятка неожиданных фактов откроет Агату Кристи с совершенно новой стороны.

Она была пионером сёрфинга. Благодаря браку с Арчибальдом Кристи и его работе по продвижению Британской имперской выставки пара много путешествовала. Недавние исследования показали, что Арчи и Агата, возможно, были одними из первых европейцев, освоивших сёрфинг стоя. Агата отточила мастерство бодибординга в Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, а на Гавайях они с Арчи научились покорять волны, стоя на доске.

Она питала слабость к ядам. В начале Первой мировой войны Кристи работала с санитарными отрядами, а позже в аптеке местной больницы, где сдала экзамен Общества аптекарей и приобрела глубокий интерес и знания в области токсикологии.

Её мужа подозревали в её убийстве. 1926 год принёс Кристи как триумф, так и горе. Она стала знаменитостью после публикации "Убийства Роджера Экройда", но в том же году потеряла мать, а муж признался, что влюблён в свою партнёршу по гольфу Нэнси Нил. Результатом стало загадочное 11-дневное исчезновение. Страдая от амнезии, Кристи зарегистрировалась в отеле Харрогейта под именем Терезы Нил. Полиция с ищейками усиленно искала её. Полковника Кристи подозревали в убийстве жены. Лишь когда участник оркестра отеля узнал её и сообщил об этом, Агату объявили найденной и живой. Воспоминания о том периоде к ней так и не вернулись. Или она просто не призналась. Писательница развелась с Арчи Кристи в 1928 году. Фильм Майкла Эптеда 1979 года "Агата" с Ванессой Редгрейв и Дастином Хоффманом предлагает художественную версию тех одиннадцати дней.

Она самая продаваемая писательница в истории. "Десять негритят" - самый продаваемый детективный роман всех времён, разошедшийся тиражом более 100 миллионов экземпляров. А общие мировые продажи всех её книг составляют от двух до четырёх миллиардов, что делает Кристи одним из самых издаваемых авторов в мире, уступающим лишь Уильяму Шекспиру.

Она обожала собак. У Кристи всегда были собаки, обычно терьеры. Первого звали Джордж Вашингтон, но её любимцем был короткошёрстный терьер Питер, который стал персонажем книги - псом по кличке Боб в романе "Немой свидетель". Книга посвящена ему: "Дорогому Питеру, самому верному другу и дорогому спутнику, собаке на тысячу".

Она увлекалась фотографией. В сентябре 1930 года Кристи второй раз вышла замуж за археолога Макса Маллоуэна и стала фотографом артефактов на его раскопках в Сирии и Ираке. Фразу "чем старше жена археолога, тем интереснее она для него" ей часто приписывают, но на самом деле она этого не говорила. Эти экспедиции сильно повлияли на её творчество, например, на романы "Смерть на Ниле", "Убийство в Месопотамии" и "Убийство в Восточном экспрессе".

Она смело и достойно принимала вызов. Она начала писать детективы из-за спора с сестрой Мэдж, которая утверждала, что у Агаты не получится. Прототип главного героя долго не давался ей, пока в Торки она не увидела странного человечка среди бельгийских беженцев. Так родился Эркюль Пуаро. Роман "Таинственное происшествие в Стайлзе" был забракован шесть раз, прежде чем его опубликовали в 1920 году.

Она убила Пуаро, а затем спрятала рукопись в сейф. К концу 1930-х годов Кристи стала находить Пуаро "невыносимым", и в 1940 году она "убила" его в романе "Занавес". Убеждённая семьёй, друзьями и издателем не публиковать эту историю, писательница положила рукопись в сейф и продолжала писать о персонаже до 1975 года, когда роман, наконец, вышел. Эркюль Пуаро удостоился некролога в New York Times.

Она была очень скромной. По словам её семьи, Кристи изначально отказалась от звания Дамы-командора ордена Британской империи и приняла его лишь после того, как Макса посвятили в рыцари за заслуги в археологии.

У неё не было формального образования. Хотя её брата и сестру отправили в школы-пансионы, а её саму в закрытые школы во Франции, Агата сама научилась читать в пять лет и получила образование в библиотеке отца. Что можно назвать необычной отправной точкой для столь блистательной карьеры.