4 июля 2021 года в 00:25

Советский теплоход на подводных крыльях «Метеор»

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК "Метеор", о котором сегодня и пойдет речь.                                    





Смотреть все фото в галерее
Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось "Ракета-1". На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький - Казань.    


Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как "Комета", "Беларусь" и наш сегодняшний герой - "Метеор". С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали "Восход", "Колхида", "Полесье", "Циклон", "Ласточка".    


Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.    


Собственно "Метеор" является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск "Метеоров" наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались "Метеоры" с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.    


Водоизмещение "Метеора" составило 53.4 тонны. Длина борта - 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев - 9.5 метров. Высота "Метеора" во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода - 1.2 метра, во время стоянки - 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.    


В зависимости от модели "Метеор" мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.
Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось "Ракета-1". На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький - Казань.    
Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как "Комета", "Беларусь" и наш сегодняшний герой - "Метеор". С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали "Восход", "Колхида", "Полесье", "Циклон", "Ласточка".    
Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.    
Собственно "Метеор" является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск "Метеоров" наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались "Метеоры" с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.    
Водоизмещение "Метеора" составило 53.4 тонны. Длина борта - 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев - 9.5 метров. Высота "Метеора" во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода - 1.2 метра, во время стоянки - 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.    
В зависимости от модели "Метеор" мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

На Урале девушки вывезли 54-летнюю женщину в лес и заставили копать могилу Мавр сделал своё дело, мавр может уходить: Столтенберг и Байден заявили, что в Афганистане больше делать… Попытка «заработать» денег по-легкому из Смоленска Всякие необычные штуки, которые вас удивят Дом на колесах Уилла Смита, который стоит целое состояние Наука побеждать: каким был полководец Александр Суворов Удивительный феномен советского кино Женщины поделились трудностями материнства, которые никогда не поймут мужчины Типичные феи Диснеевская мимика Схема рабочая Носители языка никогда не поймут! Еврейский подход к… Муж и жена - одна сатана: в Москве поймали бородача, который на пару с супругой охотился на одиноких… Необычные и интересные снимки из разных стран мира, сделанные в XX веке У менеджера пункта нет цели — есть только путь!