4 июля 2021 года в 00:25

Советский теплоход на подводных крыльях «Метеор»

В Советском Союзе огромное внимание уделялось речному пассажирскому флоту. Специально для него с начала второй половины XX века в стране активно разрабатывались и создавались суда на подводных крыльях. Одним из лучших в своем классе стал СПК "Метеор", о котором сегодня и пойдет речь.                                    





Смотреть все фото в галерее
Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось "Ракета-1". На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький - Казань.    


Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как "Комета", "Беларусь" и наш сегодняшний герой - "Метеор". С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали "Восход", "Колхида", "Полесье", "Циклон", "Ласточка".    


Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.    


Собственно "Метеор" является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск "Метеоров" наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались "Метеоры" с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.    


Водоизмещение "Метеора" составило 53.4 тонны. Длина борта - 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев - 9.5 метров. Высота "Метеора" во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода - 1.2 метра, во время стоянки - 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.    


В зависимости от модели "Метеор" мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.
Первые работы над судами на подводных крыльях (СПК) в конструкторских бюро Советского Союза начались в 1933 году. У истоков проекта стояли такие инженеры ЦАГИ, как Владимиров А. Н и Фролов В. Г. В 1937 году была создана первая отечественная система управления подводными крыльями. Первых значительных успехов в разработке СПК советские конструкторы достигли в 1943 году, а уже в 1947 на свет появилось экспериментальное судно А-7, ставшее прообразом всех будущих советских СПК. Первое пассажирское судно данного класса называлось "Ракета-1". На рейс оно вышло 25 августа 1957 года по маршруту Горький - Казань.    
Первое поколение советских СПК выпускалось с конца 1950-х по конец 1960-х годов. Именно в этом время появились такие знаменитые суда, как "Комета", "Беларусь" и наш сегодняшний герой - "Метеор". С 1970-х по конец 1980-х годов в Советском Союзе перешли к выпуску второго поколения СПК. Ярчайшими представителями здесь стали "Восход", "Колхида", "Полесье", "Циклон", "Ласточка".    
Повышенный интерес к судам на подводных крыльях был вызван спецификой характеристик таких плавательных средств. СПК обладали большей скоростью, гораздо лучшей мореходностью и почти полной устойчивостью к качке при сравнении с обычными судами. Правда, были и недостатки: требовательность к двигателям, низкая мореходность при существенном волнении, низкая экономичность.    
Собственно "Метеор" является не одним судном на подводных крыльях, а целой серией речных судов, представленной моделями 342, 342Э, 342У. Разрабатывался он в качестве речного пассажирского судна в горьковском Центральным конструкторском бюро по СПК. Руководил проектом советский кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. На свет судно появилось в 1959 году. Серийный выпуск "Метеоров" наладили на территории Татарстана в Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Выпускались "Метеоры" с 1961 по 1999 год. Всего было собрано порядка 400 таких судов.    
Водоизмещение "Метеора" составило 53.4 тонны. Длина борта - 53.4 метра. Ширина судна с учетом размаха подводных крыльев - 9.5 метров. Высота "Метеора" во время хода достигала 6.78 метров. Осадка судна во время хода - 1.2 метра, во время стоянки - 2.35 метра. Данная серия СПК комплектовалась несколькими двигателями: М400, М401, М-417, а уже после распада Советского Союза импортными MAN. В движение СПК всегда приводился двумя дизельными силовыми установками с мощностью от 1100 до 2200 л.с. Эксплуатационная скорость хода достигала 66 км/ч. Экипаж судна составлял 3 человека.    
В зависимости от модели "Метеор" мог перевозить от 78 до 123 человек. У всех СПК данной серии было три пассажирских салона, которые находились в носовой, кормовой и средней части судна. Чаще всего мягкие кресла делились по салонам по 23, 44 и 44 соответственно. На борту каждого судна также имелась комната для экипажа, подсобное помещение и туалет.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Датский скульптор приглашает в страну троллей Как снимали фильм Психологический срыв: таковы вероятные последствия учебы в МГУ 9-летней студентки Луспекаев: человек тяжёлой судьбы и невероятной силы воли Хоть кротка и скромна, но горда: какова осетинская невеста и ее подружки Из Nissan X-Trail сделали гусеничную скорую помощь для горных районов Тиктокер вырастил зомби-гриб кордицепс из игры The Last of Us на своей крови и коже и съел его 17 ситуаций, когда всё отлично поместилось и идеально совпало Анкеты людей, которые желают познакомиться (15 фото) Жуткие куклы, которые выглядят так, будто они одержимы силами зла Неуклюжий любитель фастфуда