20 июля 2021 года в 06:26

Перуанские легенды о соке растения, размягчающем камень

Поклонники различных альтернативных версий истории, говоря про инков, а особенно про полигональную кладку, призывают отбросить все эти глупые официальные научные теории, не верить испанским источникам и инкским свидетельствам и легендам.                                    
Им не нравится, что чаще всего, опираясь на эти источники и археологические данные, историки говорят о довольно примитивных способах обработки камня и о перемещении блоков волоком с помощью веревок. В этом контексте очень забавно выглядят предположения тех же людей об использовании индейцами технологии размягчения камня. Ирония заключается в том, что вся теория мягкого камня проистекает именно из индейских легенд, задокументированных в европейских источниках.    





Храм стоящих камней. Тиуанако, Фотография М. Олеванова, 2019    
Одно из первых упоминаний о таких легендах принадлежит американскому археологу, открывшему Мачу-Пикчу, Хайраму Бингему (здесь и далее перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):
"Современные перуанцы очень любят рассказывать о методе, который использовали инки для того, чтобы идеально подогнать камни друг к другу. Одна из любимых историй заключается в том, что инки знали о растении, соки которого делали поверхность блока такой мягкой, что великолепная подгонка обеспечивалась всего несколькими мгновениями притирки камней, обработанных этим волшебным растительным соком!"    


Мачу-Пикчу. Фотография М. Олеванова, 2019    
Подобные истории были записаны и другими исследователями. Так, британский путешественник Персивал Харрисон Фосетт, пропавший в 1925 году в сельве Бразилии в поисках затерянного города, путешествуя по Боливии и Перу, писал о птице, напоминавшей ему зимородка:
"... которая гнездится в аккуратных круглых норках в скалистых обрывах у реки. Эти отверстия хорошо видны, но подойти к ним близко обычно невозможно. Странно, что их [отверстия] можно обнаружить только там, где есть птицы. Однажды я выразил удивление тем, насколько удачно и удобно расположены углубления для гнезд, сделанные так аккуратно, будто их создавали с использованием бура.
"Они сами создают эти норы" - эти слова принадлежат человеку, который провел четверть века в лесах. "Я видел, как они это делают, много раз. Я наблюдал за тем, как птицы приносят к утесу какие-то листья в клювах, усаживаются на скалы, как дятлы на дерево, круговыми движениями растирают листья по поверхности. Затем они улетают, возвращаются с новыми листьями и продолжают процесс растирания. После трех или четырех повторений они бросают листья и начинают бить в это место своими острыми клювами, и, что удивительно, вскоре они проделывают круглую дыру в камне. Затем они снова улетают и повторяют процедуру растирания листьями несколько раз перед тем, как продолжить клевать. Весь процесс занимает несколько дней, но в финале они создают норку, достаточно глубокую, чтобы вместить их гнезда. Я взобрался наверх, заглянул в одну из нор и, поверьте мне, человек не может высверлить более аккуратное углубление."
Фоссет с удивлением спросил рассказчика, правда ли тот верит, что птичий клюв может пробить камень, на что получил следующий ответ:
"Клюв дятла пробивает твердую древесину, не так ли? Нет, я не думаю, что птица может пробиться сквозь твердую скалу. Я, как и все, кто наблюдал за этими птицами, верю, что они знают растения, чей сок размягчает камень до состояния мягкой глины."
Фоссет решил, что это местная легенда, но затем слышал ее и в других местах. Позднее, он слышал подобный рассказ от другого британца, которого он не называет:
"Мой племянник был в регионе Чунчо на реке Перене в Перу. Когда его лошадь начала хромать, он оставил ее на ближайшей небольшой ферме, в пяти милях от его собственной, и пошел пешком домой. На следующий день он пошел забирать лошадь и срезал через лес, в который раньше никогда не заходил. На нем были бриджи для верховой езды, высокие сапоги и большие шпоры - не маленькие английские, а огромные мексиканские шпоры длиной в четыре дюйма и с колесиками больше полукроны. Эти шпоры были почти новыми. Когда он добрался до фермы после изнуряющей и трудной ходьбы по густому кустарнику, он был поражен, обнаружив, что его прекрасные шпоры исчезли: они были чем-то разъедены так, что превратились в черные шипы длиной всего восьмую часть дюйма. Он никак не мог понять причину этого, пока владелец фермы не спросил, не пролегал ли случайно его путь сквозь растения высотой около фута с темными красноватыми листьями. Мой племянник сразу вспомнил, что проходил через места, где земля была густо покрыта такими растениями. "Вот и причина" - сказал владелец фермы. "Вот, что разъело ваши шпоры. Это то, что инки использовали для формовки камней. Сок размягчает камень до состояния пасты. Вы должны показать мне, где вы нашли эти растения." Когда они пошли искать то место, они не смогли его найти. Нелегко вернуться назад в джунглях, где не проложены тропы."    


Ольянтайтамбо. Фотография М. Олеванова, 2019    
Католический священник Хорхе Лира (Jorge A. Lira, 1912-1984) также упоминал подобную перуанскую легенду, которая гласит, что боги преподнесли индейцам два дара.
Первым и самым важным подарком были листья коки, которые позволяли людям превозмогать боль и усталость. Вторым подарком было растение с уникальными свойствами. Состав, получаемый путем смешивания этого растения с некоторыми другими ингредиентами, способен превращать самый прочный камень в пастообразную, легко формируемую субстанцию.
Хорхе Лира даже утверждал, что разгадал тайну второго растения и может превращать камень в пасту, но пока не может возвращать его в исходное, твердое состояние. Естественно, все это было лишь на словах.    


Colaptes pitius. Фотография Gabriel Barrera Maffioletti, 2015    
Подобные легенды есть и у индейцев Мапуче. Они рассказывают о местной птице из семейства дятловых (Colaptes pitius), которая хранит множество секретов. Если закрыть вход в ее гнездо в дупле дерева или отверстии в скале камнем, она улетит и вернется с некой травой. Она натрет камень этим растением, и камень растворится, освободив вход. Птица очень тщательно хранит свои тайны, а потому проследить за ней и обнаружить секретное растение не получается.
В целом, подобные легенды довольно широко распространены по всему андскому региону. Верить или не верить в них - вопрос открытый. Реальных подтверждений существования такого растения нет.    
Им не нравится, что чаще всего, опираясь на эти источники и археологические данные, историки говорят о довольно примитивных способах обработки камня и о перемещении блоков волоком с помощью веревок. В этом контексте очень забавно выглядят предположения тех же людей об использовании индейцами технологии размягчения камня. Ирония заключается в том, что вся теория мягкого камня проистекает именно из индейских легенд, задокументированных в европейских источниках.    
Храм стоящих камней. Тиуанако, Фотография М. Олеванова, 2019    
Одно из первых упоминаний о таких легендах принадлежит американскому археологу, открывшему Мачу-Пикчу, Хайраму Бингему (здесь и далее перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):
"Современные перуанцы очень любят рассказывать о методе, который использовали инки для того, чтобы идеально подогнать камни друг к другу. Одна из любимых историй заключается в том, что инки знали о растении, соки которого делали поверхность блока такой мягкой, что великолепная подгонка обеспечивалась всего несколькими мгновениями притирки камней, обработанных этим волшебным растительным соком!"    
Мачу-Пикчу. Фотография М. Олеванова, 2019    
Подобные истории были записаны и другими исследователями. Так, британский путешественник Персивал Харрисон Фосетт, пропавший в 1925 году в сельве Бразилии в поисках затерянного города, путешествуя по Боливии и Перу, писал о птице, напоминавшей ему зимородка:
"... которая гнездится в аккуратных круглых норках в скалистых обрывах у реки. Эти отверстия хорошо видны, но подойти к ним близко обычно невозможно. Странно, что их [отверстия] можно обнаружить только там, где есть птицы. Однажды я выразил удивление тем, насколько удачно и удобно расположены углубления для гнезд, сделанные так аккуратно, будто их создавали с использованием бура.
"Они сами создают эти норы" - эти слова принадлежат человеку, который провел четверть века в лесах. "Я видел, как они это делают, много раз. Я наблюдал за тем, как птицы приносят к утесу какие-то листья в клювах, усаживаются на скалы, как дятлы на дерево, круговыми движениями растирают листья по поверхности. Затем они улетают, возвращаются с новыми листьями и продолжают процесс растирания. После трех или четырех повторений они бросают листья и начинают бить в это место своими острыми клювами, и, что удивительно, вскоре они проделывают круглую дыру в камне. Затем они снова улетают и повторяют процедуру растирания листьями несколько раз перед тем, как продолжить клевать. Весь процесс занимает несколько дней, но в финале они создают норку, достаточно глубокую, чтобы вместить их гнезда. Я взобрался наверх, заглянул в одну из нор и, поверьте мне, человек не может высверлить более аккуратное углубление."
Фоссет с удивлением спросил рассказчика, правда ли тот верит, что птичий клюв может пробить камень, на что получил следующий ответ:
"Клюв дятла пробивает твердую древесину, не так ли? Нет, я не думаю, что птица может пробиться сквозь твердую скалу. Я, как и все, кто наблюдал за этими птицами, верю, что они знают растения, чей сок размягчает камень до состояния мягкой глины."
Фоссет решил, что это местная легенда, но затем слышал ее и в других местах. Позднее, он слышал подобный рассказ от другого британца, которого он не называет:
"Мой племянник был в регионе Чунчо на реке Перене в Перу. Когда его лошадь начала хромать, он оставил ее на ближайшей небольшой ферме, в пяти милях от его собственной, и пошел пешком домой. На следующий день он пошел забирать лошадь и срезал через лес, в который раньше никогда не заходил. На нем были бриджи для верховой езды, высокие сапоги и большие шпоры - не маленькие английские, а огромные мексиканские шпоры длиной в четыре дюйма и с колесиками больше полукроны. Эти шпоры были почти новыми. Когда он добрался до фермы после изнуряющей и трудной ходьбы по густому кустарнику, он был поражен, обнаружив, что его прекрасные шпоры исчезли: они были чем-то разъедены так, что превратились в черные шипы длиной всего восьмую часть дюйма. Он никак не мог понять причину этого, пока владелец фермы не спросил, не пролегал ли случайно его путь сквозь растения высотой около фута с темными красноватыми листьями. Мой племянник сразу вспомнил, что проходил через места, где земля была густо покрыта такими растениями. "Вот и причина" - сказал владелец фермы. "Вот, что разъело ваши шпоры. Это то, что инки использовали для формовки камней. Сок размягчает камень до состояния пасты. Вы должны показать мне, где вы нашли эти растения." Когда они пошли искать то место, они не смогли его найти. Нелегко вернуться назад в джунглях, где не проложены тропы."    
Ольянтайтамбо. Фотография М. Олеванова, 2019    
Католический священник Хорхе Лира (Jorge A. Lira, 1912-1984) также упоминал подобную перуанскую легенду, которая гласит, что боги преподнесли индейцам два дара.
Первым и самым важным подарком были листья коки, которые позволяли людям превозмогать боль и усталость. Вторым подарком было растение с уникальными свойствами. Состав, получаемый путем смешивания этого растения с некоторыми другими ингредиентами, способен превращать самый прочный камень в пастообразную, легко формируемую субстанцию.
Хорхе Лира даже утверждал, что разгадал тайну второго растения и может превращать камень в пасту, но пока не может возвращать его в исходное, твердое состояние. Естественно, все это было лишь на словах.    
Colaptes pitius. Фотография Gabriel Barrera Maffioletti, 2015    
Подобные легенды есть и у индейцев Мапуче. Они рассказывают о местной птице из семейства дятловых (Colaptes pitius), которая хранит множество секретов. Если закрыть вход в ее гнездо в дупле дерева или отверстии в скале камнем, она улетит и вернется с некой травой. Она натрет камень этим растением, и камень растворится, освободив вход. Птица очень тщательно хранит свои тайны, а потому проследить за ней и обнаружить секретное растение не получается.
В целом, подобные легенды довольно широко распространены по всему андскому региону. Верить или не верить в них - вопрос открытый. Реальных подтверждений существования такого растения нет.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

В Якутии мужчину прицепили к крану, чтобы нарядить ёлку Комментарии и картинки из соцсетей. Свежак за 14 августа Девушки, которым есть, чем похвастаться (25 фото) 17 интересных идей, которые помогут навести порядок в доме 30 лет под столом: как сложилась жизнь актрис, сыгравших Хрюшу и Степашку Водонапорная башня: снос - повтор боянистого видео Тест на  Скрины из соцсетей  В Сочи плавают машины и тонут люди: видео апокалипсиса Типичные будни монтажников: юмор, сюрпризы и романтика