17 августа 2021 года в 19:40

Экспериментальная советская колесная САУ: экзотика автозавода ГАЗ

В 1943 году Горьковский автозавод модернизировал, а затем и освоил производство легкой САУ СУ-76М. Газовцы справились со своей задачей несмотря на то, что гусеничная техника была непрофильной для завода. Но автостроители, на этом не успокоились и в 1944 создали САУ на колесном ходу!                                    





Смотреть все фото в галерее
В 1943 году Виталий Андреевич Грачев, на то время ведущий конструктор Горьковского автозавода, в инициативном порядке предложил создать самоходную артиллерийскую установку на колесном шасси. Свое предложение он обосновал тем, что такая самоходка будет куда маневреннее, а главное быстроходнее традиционных САУ. Кроме того колесное шасси значительно дешевле и надежнее гусеничного. Концепция военных заинтересовала и они дали добро на разработку.    


Созданием машины, получившей обозначение ГАЗ-68, занимался лично Грачев. Он взял за основу полноприводное автомобильное шасси от довоенного ГАЗ-63, работы над которым были к тому времени приостановлены. Под шасси изготовили оригинальный бронекорпус открытого типа. Сложный сварной корпус в лобовой части имел толщину брони в 10 мм, а по борту 7 мм. Моторный отсек, который к слову находился в корме, был забронирован 5-мм бронелистом.    


Дабы снизить заметность машины, Грачев применил оригинальную компоновку. Он расположил двигатель сзади, а 76-мм пушку ЗИС-3 в передней части машины. При этом ствол проходил между колесными арками, а казенник находился за передней осью. Таким образом удалось значительно понизить силуэт САУ и улучшить ее развесовку. Мотор ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. позаимствовали у танка Т-60. Постоянный привод от него осуществлялся на переднюю ось, а задний мост был принудительно подключаемым. Другими словами ГАЗ-68 можно считать первым отечественным переднеприводным автомобилем! Помимо двигателя в моторном отсеке располагался бензобак на 140 л и 41 снаряд в горизонтальном положении. Остальные 58 снарядов находились в боевом отделении. Зависимые подвески с помощью рессор крепились к несущему бронекорпусу. Привод тормозов механический, колеса одинарные противопульные.    


Первый прототип ГАЗ-68 собрали осенью 1943 года. Второй с увеличенным до 16,5 мм лобовым бронированием весной следующего года. Самоходка имела следующие геометрические характеристики: длина - 6350 м, ширина - 2050 мм, высота - 1550 мм, клиренс - 373 мм. При этом боевая масса машины не превышала 5340 кг.
Всю вторую половину 1944 года ГАЗ-68 испытывался газовцами и специалистами Главного бронетанкового управления, где он получил наименование КСП-76 (Колесная самоходная пушка). Все без исключения испытатели отмечали высокие динамические характеристики машины. Самоходка была почти вдове быстрее СУ-76М и разгонялась до 77 км/ч по шоссе, а запас хода достигал 580 км. По проходимости ГАЗ-68 не уступал автомобилям ГАЗ-63 и ГАЗ-62, обладал потрясающей устойчивостью на дорогах со скользким покрытием и на фоне гусеничной техники практически бесшумен. При этом по боевой эффективности колесный "самоход" практически не уступал СУ-75М.    


Машина выдержала все испытания. Единственным ее серьезным недостатком признали плохую "окопоходимость", что собственно было свойственно любой двухосной колесной технике.
Как бы то ни было серийное производство КСП-76 признали нецелесообразным. Во-первых, были неясны перспективы в отношении шасси таки и не освоенного ГАЗ-63. Во-вторых, завод уже полным ходом выпускал САУ СУ-76М, которая военных в общем-то устраивала. Да и война уже подходила к концу. В результате проект колесной самоходки закрыли в конце 1944 года.    
В 1943 году Виталий Андреевич Грачев, на то время ведущий конструктор Горьковского автозавода, в инициативном порядке предложил создать самоходную артиллерийскую установку на колесном шасси. Свое предложение он обосновал тем, что такая самоходка будет куда маневреннее, а главное быстроходнее традиционных САУ. Кроме того колесное шасси значительно дешевле и надежнее гусеничного. Концепция военных заинтересовала и они дали добро на разработку.    
Созданием машины, получившей обозначение ГАЗ-68, занимался лично Грачев. Он взял за основу полноприводное автомобильное шасси от довоенного ГАЗ-63, работы над которым были к тому времени приостановлены. Под шасси изготовили оригинальный бронекорпус открытого типа. Сложный сварной корпус в лобовой части имел толщину брони в 10 мм, а по борту 7 мм. Моторный отсек, который к слову находился в корме, был забронирован 5-мм бронелистом.    
Дабы снизить заметность машины, Грачев применил оригинальную компоновку. Он расположил двигатель сзади, а 76-мм пушку ЗИС-3 в передней части машины. При этом ствол проходил между колесными арками, а казенник находился за передней осью. Таким образом удалось значительно понизить силуэт САУ и улучшить ее развесовку. Мотор ГАЗ-202 мощностью 85 л.с. позаимствовали у танка Т-60. Постоянный привод от него осуществлялся на переднюю ось, а задний мост был принудительно подключаемым. Другими словами ГАЗ-68 можно считать первым отечественным переднеприводным автомобилем! Помимо двигателя в моторном отсеке располагался бензобак на 140 л и 41 снаряд в горизонтальном положении. Остальные 58 снарядов находились в боевом отделении. Зависимые подвески с помощью рессор крепились к несущему бронекорпусу. Привод тормозов механический, колеса одинарные противопульные.    
Первый прототип ГАЗ-68 собрали осенью 1943 года. Второй с увеличенным до 16,5 мм лобовым бронированием весной следующего года. Самоходка имела следующие геометрические характеристики: длина - 6350 м, ширина - 2050 мм, высота - 1550 мм, клиренс - 373 мм. При этом боевая масса машины не превышала 5340 кг.
Всю вторую половину 1944 года ГАЗ-68 испытывался газовцами и специалистами Главного бронетанкового управления, где он получил наименование КСП-76 (Колесная самоходная пушка). Все без исключения испытатели отмечали высокие динамические характеристики машины. Самоходка была почти вдове быстрее СУ-76М и разгонялась до 77 км/ч по шоссе, а запас хода достигал 580 км. По проходимости ГАЗ-68 не уступал автомобилям ГАЗ-63 и ГАЗ-62, обладал потрясающей устойчивостью на дорогах со скользким покрытием и на фоне гусеничной техники практически бесшумен. При этом по боевой эффективности колесный "самоход" практически не уступал СУ-75М.    
Машина выдержала все испытания. Единственным ее серьезным недостатком признали плохую "окопоходимость", что собственно было свойственно любой двухосной колесной технике.
Как бы то ни было серийное производство КСП-76 признали нецелесообразным. Во-первых, были неясны перспективы в отношении шасси таки и не освоенного ГАЗ-63. Во-вторых, завод уже полным ходом выпускал САУ СУ-76М, которая военных в общем-то устраивала. Да и война уже подходила к концу. В результате проект колесной самоходки закрыли в конце 1944 года.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Девушка высказалась о равноправии в отношениях, тем самым просто разорвала соцсети 17 случаев, когда предметы выдали себя за что-то другое Про Турцию и Белый Рояль Dolce & Gabbana Место где ты свободен О женской верности Ещё чуть-чуть Мама это что,… Как «Москвич 407», только маленький: любопытная самоделка родом из СССР В Казахстане мужчина в футболке с надписью Вскрылось только после свадьбы: тайны, о которых стало известно слишком поздно - Пожалуй, я лучше пешком Неудачно понтанулся Выпускник лётной школы имени Марка Уэббера В 1994 году Ле-Ман… 30 любопытных кадров, которыми поделились на просторах сети Когда дел по самое горло: презентован новый Айфон В Японии арестовали водителя-извращенца 2 года назад двигатель Raptor впервые поднялся в воздух - каких успехов достигла компания за это время? Фьють-ха…