10 января 2022 года в 23:13

Какая информация зашифрована в восьмизначном коде, указываемом на борту подвижного состава?

Этот цифровой ряд видели многие, если не все. Но в основном просто отворачивались, окинув мимолетным беглым взглядом. Тогда как цифры, нанесенные на борта локомотивов и вагонов, содержат массу интересной информации.





Смотреть все фото в галерее
Интересной и важной. И это совсем не инвентаризационный номер, который присваивают казенному имуществу на предприятиях и в учреждениях. Этот цифровой код - практически документ, выданный определенной единице.
На современном железнодорожном транспорте код содержится еще и в особых датчиках, которые крепятся к кузову и представляют собой что-то вроде чипа NFC. Устройство носит название кодового бортового датчика.
×


Система нумерации, используемая на российских и железных дорогах стран бывшего СССР, была внедрена в 1984 году. В соответствии с ней, любая единица включается в цифровой диапазон от 0010000 до 9999999. Восьмой по счету знак в ряду контрольный и служит подтверждением правильности всех остальных.


Для ее расчета используют алгоритм Луна, необходимый для выявления непреднамеренных ошибок. Его автор - Ханс Питер Лун, разработавший эту систему в 1954 и получивший на нее патент в 1960 году. Очень подробно и интересно особенности ее применения в случае с железнодорожным транспортом рассмотрел автор Дзен-канала Dmitry Zima:


"Наиболее распространенные применения для подсчета контрольной цифры:
- номера всех банковских карт;
- номера некоторых дисконтных карт;
- коды социального страхования;
- расчет контрольной цифры номера ПС РЖД и некоторых стран СНГ, ЖД Европы.
- IMEI-коды.
- расчет ICCID (англ. integrated circuit card identifier) - уникальный серийный номер SIM-карты.


Контрольная цифра рассчитывается из первых семи цифр номера. Возьмем, к примеру, номер тепловоза 2ТЭ116-696:
1 6 8 5 3 9 2 1
2ТЭ116-696
Нечетные цифры по порядку номера (первая, третья, пятая и седьмая) умножаются на множитель 2, а четные - на 1:
1 × 2 = 2
6 × 1 = 6
8 × 2 = 16
5 × 1 = 5
3 × 2 = 6
9 × 1 = 9
2 × 2 = 4
Затем осуществляется поразрядное суммирование полученного произведения и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10 (по модулю "10"):
2 + 6 + 1 + 6 + 5 + 6 + 9 + 4 = 39
Ближайшее число к 39 кратное 10 - это 40
Производим вычитание и получаем контрольную цифру:
40 - 39 = 1


Теперь рассмотрим по порядку, что означает каждая цифра в номере ПС.
Начнем с пассажирских вагонов. Номер на них обычно наносится в две строки. Первая цифра ­- род единицы подвижного состава. Для пассажирских - это "0". Вторая и третья цифры: код дороги, к которой приписан вагон:
Октябрьская 01-07;
Калининградская 10;
Московская 17-23;
Горьковская 24-27;
Северная 28-31;
Северо-Кавказская 51-53;
Юго-Восточная 58-60;
Приволжская 61-62;
Куйбышевская 63-65;
Свердловская 76-79;
Южно-Уральская 80-82;
Западно-Сибирская 83-87;
Красноярская 88-89;
Восточно-Сибирская 90-93;
Забайкальская 94-95;
Дальневосточная 96-98;
Сахалинская 99.
Четвертая цифра - тип пассажирского вагона:
0 - мягкий;
1 - купейный;
2 - плацкартный;
3 - межобластной вагон с сидячими местами;
4 - почтовый и банковский;
5 - багажный и почтово-багажный;
6 - вагон-ресторан;
7 - служебно-технический (дефектоскоп, путеизмеритель и т.д.);
8 - спецвагон;
9 - резерв;
Пятая, шестая и седьмая цифры означают порядковый номер вагона. Для купейного в пятой цифре содержится дополнительная информация о наличии в вагоне буфета, радиостанции, является ли вагон штабным и т. д. Восьмая цифра - контрольная цифра.


Рассмотрим картинку выше и попробуем расшифровать информацию о вагоне - 017 10326:
род вагона: 0 - пассажирский вагон.
железнодорожный код приписки: 17 - Московская железная дорога;
категория вагона: 1 - купейный вагон;
порядковый номер вагона: 032;
контрольная цифра: 6.


У грузовых вагонов номер расшифровывается немного иначе.
Пример номера на грузовом вагоне
Первая цифра - род единицы подвижного состава:
0 - пассажирские вагоны;
1 - локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы;
2 - крытые грузовые вагоны;
3 - транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хоппер-дозаторы и думпкары;
4 - платформы;
5 - вагоны, находящиеся в собственности предприятий других ведомств;
6 - четырех- и восьмиосные полувагоны;
7 - четырех- и восьмиосные цистерны;
8 - изотермические четырехосные вагоны;
9 - прочие четырехосные вагоны;
Вторая цифра - шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам.
Второй знак номера (кроме прочих, номер которых начинается с 3) кодирует осность:
0-8 - означают четырехосные;
9 - восьмиосные вагоны;
у шестиосных вагонов вторая цифра номера - 6;
у транспортеров вторая цифра номера - 9;
Кроме осности вторая цифра определяет:
для платформ - длину рамы;
для 4-осных полувагонов - наличие люков в полу и торцевых дверей,
для цистерн - специализацию, например:
3, 4, 5 - нефтебензиновые;
6 - для химических грузов
7 - для остальных грузов
для рефрижераторных - типы;
для крытых вагонов объем кузова, например:
0 - означает, что объем кузова вагона равен 120 м3;
2 и 3 - объем кузова более 120 м3;
4-7 - кузов выполнен с уширенным дверным проемом;
Третья цифра - содержит дополнительную характеристику:
для восьмиосных полувагонов - наличие люков в полу и торцевых дверей;
для прочих вагонов и цистерн - род перевозимого груза;
для рефрижераторных вагонов и ледников - особенности конструкции;
Например, для четырехосного хоппера-дозатора типа ЦНИИ-ДВ3М здесь будет проставлена цифра в интервале 5-7
Третий знак транспортеров характеризует их тип:
0, 1 и 2 - площадочные;
3 - платформенные;
4 и 5 - колодцевые;
6 и 7 - сцепные крайние платформы;
8 - сцепные средние платформы;
9 - сочлененные;
Четвертая, пятая и шестая цифры технической характеристики не несут и означают номер у всех вагонов, кроме транспортеров, присвоенный заводом изготовителем при выпуске.
Четвертый знак транспортера характеризует дополнительные данные: длину и массу тары.
Седьмая цифра содержит сведения о наличии сквозной переходной площадки:
0-8 - переходная площадка не имеется;
9 - имеется;
Восьмая цифра - контрольная цифра.


Для тягового подвижного состава система нумерации тоже своя.
Пример номера на грузовом тепловозе
Первая цифра - вид ПС:
Для тягового подвижного состава - это "1".
Вторая цифра - тип ПС (в зависимости от 1-го знака);
1 - электровозы односекционные;
2 - электровозы многосекционные;
3 - электропоезда;
4 - вагоны электросекций и метрополитенов;
5 - тепловозы односекционные;
6 - тепловозы многосекционные;
7 - дизель-поезда, автомотрисы;
8 - мотовозы, автодрезины, мотодрезины;
9 - путевые машины и механизмы;
0 - паровозы;
Третья цифра обозначает род службы ТПС (пассажирский, грузовой, грузопассажирский, маневровый), а для электровозов кроме того и тип электровоза (переменного тока, постоянного тока, двойного питания).
Односекционные электровозы:
0 - пассажирский постоянного тока;
1 - грузовой постоянного тока;
2, 5-7 - резерв;
3 - грузовой переменного тока;
4 - грузопассажирский переменного тока;
8 - пассажирский двойного питания;
9 - пассажирский переменного тока;
Многосекционные электровозы:
0 - пассажирский постоянного тока;
1, 2 - грузовой постоянного тока;
3 - резерв;
4 - грузопассажирский постоянного тока;
5-7 - грузовой переменного тока;
8 - грузовой двойного питания;
9 - пассажирский переменного тока.
Односекционные тепловозы:
0 - пассажирский;
1 - грузовой;
2-6 - маневровый;
7-8 - резерв;
9 - грузопассажирский.
Многосекционные тепловозы:
0 - пассажирский;
1-4, 7, 8 - грузовой;
5, 6, 9 - резерв.
Электропоезда:
0-5 - постоянного тока;
6-8 - переменного тока;
9 - скоростные;
Четвертая цифра отдельно или (при значительном количестве объектов) в сочетании с третьей цифрой определяет серию тягового ПС. Пятая, шестая и седьмая цифры  служат для определения порядкового номера единицы ТПС. Восьмая цифра - контрольная цифра".    
Интересной и важной. И это совсем не инвентаризационный номер, который присваивают казенному имуществу на предприятиях и в учреждениях. Этот цифровой код - практически документ, выданный определенной единице.
На современном железнодорожном транспорте код содержится еще и в особых датчиках, которые крепятся к кузову и представляют собой что-то вроде чипа NFC. Устройство носит название кодового бортового датчика.
Система нумерации, используемая на российских и железных дорогах стран бывшего СССР, была внедрена в 1984 году. В соответствии с ней, любая единица включается в цифровой диапазон от 0010000 до 9999999. Восьмой по счету знак в ряду контрольный и служит подтверждением правильности всех остальных.
Для ее расчета используют алгоритм Луна, необходимый для выявления непреднамеренных ошибок. Его автор - Ханс Питер Лун, разработавший эту систему в 1954 и получивший на нее патент в 1960 году. Очень подробно и интересно особенности ее применения в случае с железнодорожным транспортом рассмотрел автор Дзен-канала Dmitry Zima:
"Наиболее распространенные применения для подсчета контрольной цифры:
- номера всех банковских карт;
- номера некоторых дисконтных карт;
- коды социального страхования;
- расчет контрольной цифры номера ПС РЖД и некоторых стран СНГ, ЖД Европы.
- IMEI-коды.
- расчет ICCID (англ. integrated circuit card identifier) - уникальный серийный номер SIM-карты.
Контрольная цифра рассчитывается из первых семи цифр номера. Возьмем, к примеру, номер тепловоза 2ТЭ116-696:
1 6 8 5 3 9 2 1
2ТЭ116-696
Нечетные цифры по порядку номера (первая, третья, пятая и седьмая) умножаются на множитель 2, а четные - на 1:
1 × 2 = 2
6 × 1 = 6
8 × 2 = 16
5 × 1 = 5
3 × 2 = 6
9 × 1 = 9
2 × 2 = 4
Затем осуществляется поразрядное суммирование полученного произведения и определяется цифра, дополняющая полученную сумму до ближайшего числа, кратного 10 (по модулю "10"):
2 + 6 + 1 + 6 + 5 + 6 + 9 + 4 = 39
Ближайшее число к 39 кратное 10 - это 40
Производим вычитание и получаем контрольную цифру:
40 - 39 = 1
Теперь рассмотрим по порядку, что означает каждая цифра в номере ПС.
Начнем с пассажирских вагонов. Номер на них обычно наносится в две строки. Первая цифра ­- род единицы подвижного состава. Для пассажирских - это "0". Вторая и третья цифры: код дороги, к которой приписан вагон:
Октябрьская 01-07;
Калининградская 10;
Московская 17-23;
Горьковская 24-27;
Северная 28-31;
Северо-Кавказская 51-53;
Юго-Восточная 58-60;
Приволжская 61-62;
Куйбышевская 63-65;
Свердловская 76-79;
Южно-Уральская 80-82;
Западно-Сибирская 83-87;
Красноярская 88-89;
Восточно-Сибирская 90-93;
Забайкальская 94-95;
Дальневосточная 96-98;
Сахалинская 99.
Четвертая цифра - тип пассажирского вагона:
0 - мягкий;
1 - купейный;
2 - плацкартный;
3 - межобластной вагон с сидячими местами;
4 - почтовый и банковский;
5 - багажный и почтово-багажный;
6 - вагон-ресторан;
7 - служебно-технический (дефектоскоп, путеизмеритель и т.д.);
8 - спецвагон;
9 - резерв;
Пятая, шестая и седьмая цифры означают порядковый номер вагона. Для купейного в пятой цифре содержится дополнительная информация о наличии в вагоне буфета, радиостанции, является ли вагон штабным и т. д. Восьмая цифра - контрольная цифра.
Рассмотрим картинку выше и попробуем расшифровать информацию о вагоне - 017 10326:
род вагона: 0 - пассажирский вагон.
железнодорожный код приписки: 17 - Московская железная дорога;
категория вагона: 1 - купейный вагон;
порядковый номер вагона: 032;
контрольная цифра: 6.
У грузовых вагонов номер расшифровывается немного иначе.
Пример номера на грузовом вагоне
Первая цифра - род единицы подвижного состава:
0 - пассажирские вагоны;
1 - локомотивы, путевые машины, краны и другие механизмы;
2 - крытые грузовые вагоны;
3 - транспортеры, шестиосные вагоны, четырехосные хоппер-дозаторы и думпкары;
4 - платформы;
5 - вагоны, находящиеся в собственности предприятий других ведомств;
6 - четырех- и восьмиосные полувагоны;
7 - четырех- и восьмиосные цистерны;
8 - изотермические четырехосные вагоны;
9 - прочие четырехосные вагоны;
Вторая цифра - шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам.
Второй знак номера (кроме прочих, номер которых начинается с 3) кодирует осность:
0-8 - означают четырехосные;
9 - восьмиосные вагоны;
у шестиосных вагонов вторая цифра номера - 6;
у транспортеров вторая цифра номера - 9;
Кроме осности вторая цифра определяет:
для платформ - длину рамы;
для 4-осных полувагонов - наличие люков в полу и торцевых дверей,
для цистерн - специализацию, например:
3, 4, 5 - нефтебензиновые;
6 - для химических грузов
7 - для остальных грузов
для рефрижераторных - типы;
для крытых вагонов объем кузова, например:
0 - означает, что объем кузова вагона равен 120 м3;
2 и 3 - объем кузова более 120 м3;
4-7 - кузов выполнен с уширенным дверным проемом;
Третья цифра - содержит дополнительную характеристику:
для восьмиосных полувагонов - наличие люков в полу и торцевых дверей;
для прочих вагонов и цистерн - род перевозимого груза;
для рефрижераторных вагонов и ледников - особенности конструкции;
Например, для четырехосного хоппера-дозатора типа ЦНИИ-ДВ3М здесь будет проставлена цифра в интервале 5-7
Третий знак транспортеров характеризует их тип:
0, 1 и 2 - площадочные;
3 - платформенные;
4 и 5 - колодцевые;
6 и 7 - сцепные крайние платформы;
8 - сцепные средние платформы;
9 - сочлененные;
Четвертая, пятая и шестая цифры технической характеристики не несут и означают номер у всех вагонов, кроме транспортеров, присвоенный заводом изготовителем при выпуске.
Четвертый знак транспортера характеризует дополнительные данные: длину и массу тары.
Седьмая цифра содержит сведения о наличии сквозной переходной площадки:
0-8 - переходная площадка не имеется;
9 - имеется;
Восьмая цифра - контрольная цифра.
Для тягового подвижного состава система нумерации тоже своя.
Пример номера на грузовом тепловозе
Первая цифра - вид ПС:
Для тягового подвижного состава - это "1".
Вторая цифра - тип ПС (в зависимости от 1-го знака);
1 - электровозы односекционные;
2 - электровозы многосекционные;
3 - электропоезда;
4 - вагоны электросекций и метрополитенов;
5 - тепловозы односекционные;
6 - тепловозы многосекционные;
7 - дизель-поезда, автомотрисы;
8 - мотовозы, автодрезины, мотодрезины;
9 - путевые машины и механизмы;
0 - паровозы;
Третья цифра обозначает род службы ТПС (пассажирский, грузовой, грузопассажирский, маневровый), а для электровозов кроме того и тип электровоза (переменного тока, постоянного тока, двойного питания).
Односекционные электровозы:
0 - пассажирский постоянного тока;
1 - грузовой постоянного тока;
2, 5-7 - резерв;
3 - грузовой переменного тока;
4 - грузопассажирский переменного тока;
8 - пассажирский двойного питания;
9 - пассажирский переменного тока;
Многосекционные электровозы:
0 - пассажирский постоянного тока;
1, 2 - грузовой постоянного тока;
3 - резерв;
4 - грузопассажирский постоянного тока;
5-7 - грузовой переменного тока;
8 - грузовой двойного питания;
9 - пассажирский переменного тока.
Односекционные тепловозы:
0 - пассажирский;
1 - грузовой;
2-6 - маневровый;
7-8 - резерв;
9 - грузопассажирский.
Многосекционные тепловозы:
0 - пассажирский;
1-4, 7, 8 - грузовой;
5, 6, 9 - резерв.
Электропоезда:
0-5 - постоянного тока;
6-8 - переменного тока;
9 - скоростные;
Четвертая цифра отдельно или (при значительном количестве объектов) в сочетании с третьей цифрой определяет серию тягового ПС. Пятая, шестая и седьмая цифры  служат для определения порядкового номера единицы ТПС. Восьмая цифра - контрольная цифра".    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Чего только не увидишь в метро 20 кошмарных моментов, которые легко могли довести до сердечного приступа Наперегонки с лошадкой Кринж дня: на Бали засняли блогершу, которая притворялась, что убирает пляж ради внимания в интернете Сарган Смешные комментарии: искренние, забавные и жизненные Донецк и Макеевка на снимках Александра Ивановича Стринадко, 1983-1984 года 20 заброшенных морских гигантов, умирающих на суше Первый российский регион официально запретил пропаганду абортов На берег моего острова выбрасывает людей. Они должны умереть, пока не очнулись (Часть 3 из 5) Ночью в корпуса… История автомобильного номера в России Подборка забавных твитов обо всем (15 фото)