13 апреля 2022 года в 18:43

Беляны: гигантские лодки, которые ходили по Волге и после одного плавания разбирались

Эти огромные лодки были одноразовыми: их строили все лето, но совершали они лишь одно плавание. Деревянные суда плыли вниз по Волге лишь ради одного - чтобы потом быть разобранными.                                    





Смотреть все фото в галерее
Лучший способ переправить лес по реке
Лесозаготовка веками была одной из самых популярных сфер деятельности в России. Однако в прошлом, когда не было железных дорог и автомобилей, как можно было переправить лес в другую часть страны? Правильно - по реке. Для этого необходим был транспорт, который способен перевезти бревна. Но строители пошли дальше, и решили превратить сами корабли в дерево. Так и появлялись беляны, которые, с одной стороны, перевозили брус, а с другой, были сами этим брусом.    
×


Беляны строились в местах, где велась заготовка леса: это верхние течения Волги и Камы. Лесозаготовку обычно вели зимой, а летом приступали к строительству лодок. Все лето их строили, а с приходом осени эти барки, груженые деревом, отправлялись в свое первое и последнее плавание вниз по реке.    


Строительство барки    
Когда беляны доходили до пункта назначения (чаще всего это был Царицын, а также Саратов или Астрахань), то корабли разгружали, а сами беляны разбирали. Брус с них поставлялся дальше на деревоперерабатывающие заводы. Эта практика была популярна вплоть до начала ХХ века, и сотни белян каждое лето были созданы ради одного - совершить одно плавание и после этого быть разобранными.
Деревянные контейнеры из прошлого
Беляны были плоскодонными лодками, строили их разных размеров. На строительство одной средней лодки обычно уходило около 450 бревен, еловых и сосновых. Первоначально их даже строили без гвоздей, просто связывая бревна друг с другом. Также лодки не смолили, из-за чего они были белесого цвета. Поэтому им и дали такое поэтичное название - беляны.    


Некоторые барки были очень большими: около 120 метров в длину. Они могли перевезти больше десяти тонн, и этот объем легко сравнить с современным грузовым контейнером.
Беляны везли с собой груз: это была древесина в виде балок, бревен и досок. Груз распределяли рядами, оставляя доступ ко дну судна: если вдруг дно прорвет, до него можно будет легко добраться и устранить течь.      


Затонувшая беляна    
Заметили милые домики на палубе? Они служили каютами для экипажа. Избушки соединялись мостом: здесь сидел лоцман. Сами лодки украшали российским флагом, флагом купца, на них могли изображать святых или какие-нибудь символы. Когда беляны приезжали в пункт назначения, лодки разбирались, а дерево перевозили на завод. Избушки, служившие матросам каютами, продавались в качестве домов.    


Беляны ходили по Волге достаточно долго, ведь пароходы работали на дровах. Спрос на древесину снизился только после того, когда большинство кораблей стало заправляться горючим топливом. Ну а потом, после строительства сети железных дорог, беляны и вовсе перестали строить: лес стало дешевле перевозить по рельсам.
Лучший способ переправить лес по реке
Лесозаготовка веками была одной из самых популярных сфер деятельности в России. Однако в прошлом, когда не было железных дорог и автомобилей, как можно было переправить лес в другую часть страны? Правильно - по реке. Для этого необходим был транспорт, который способен перевезти бревна. Но строители пошли дальше, и решили превратить сами корабли в дерево. Так и появлялись беляны, которые, с одной стороны, перевозили брус, а с другой, были сами этим брусом.    
Беляны строились в местах, где велась заготовка леса: это верхние течения Волги и Камы. Лесозаготовку обычно вели зимой, а летом приступали к строительству лодок. Все лето их строили, а с приходом осени эти барки, груженые деревом, отправлялись в свое первое и последнее плавание вниз по реке.    
Строительство барки    
Когда беляны доходили до пункта назначения (чаще всего это был Царицын, а также Саратов или Астрахань), то корабли разгружали, а сами беляны разбирали. Брус с них поставлялся дальше на деревоперерабатывающие заводы. Эта практика была популярна вплоть до начала ХХ века, и сотни белян каждое лето были созданы ради одного - совершить одно плавание и после этого быть разобранными.
Деревянные контейнеры из прошлого
Беляны были плоскодонными лодками, строили их разных размеров. На строительство одной средней лодки обычно уходило около 450 бревен, еловых и сосновых. Первоначально их даже строили без гвоздей, просто связывая бревна друг с другом. Также лодки не смолили, из-за чего они были белесого цвета. Поэтому им и дали такое поэтичное название - беляны.    
Некоторые барки были очень большими: около 120 метров в длину. Они могли перевезти больше десяти тонн, и этот объем легко сравнить с современным грузовым контейнером.
Беляны везли с собой груз: это была древесина в виде балок, бревен и досок. Груз распределяли рядами, оставляя доступ ко дну судна: если вдруг дно прорвет, до него можно будет легко добраться и устранить течь.      
Затонувшая беляна    
Заметили милые домики на палубе? Они служили каютами для экипажа. Избушки соединялись мостом: здесь сидел лоцман. Сами лодки украшали российским флагом, флагом купца, на них могли изображать святых или какие-нибудь символы. Когда беляны приезжали в пункт назначения, лодки разбирались, а дерево перевозили на завод. Избушки, служившие матросам каютами, продавались в качестве домов.    
Беляны ходили по Волге достаточно долго, ведь пароходы работали на дровах. Спрос на древесину снизился только после того, когда большинство кораблей стало заправляться горючим топливом. Ну а потом, после строительства сети железных дорог, беляны и вовсе перестали строить: лес стало дешевле перевозить по рельсам.
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Судьба Google Stadia: скорее жива, чем мертва Отец вовремя среагировал и спас своего ребенка Найдись мой человек! Кошка Матрёшка Москва и МО! Чудесная Берта ищет семью! Котик Гетсби в дар Дни Рижского… Окружён, но не сломлен Олимпиада и Беларусь... Для чего нужен риэлтор? Ачивка за вклад Разводилы Эксперты… Умер Стивен Харвелл - исполнитель хитов из мультфильма «Шрек» Почти новое Каждый божий день Платье Такси. Кавказец. Пистолет Все разные Новая форма Может он переходящий,… 16 людей, которые рассчитывали на подарок судьбы, но реальность смачно все обломала Ретро фотографии, на которых происходит что-то или жуткое, или странное (20 фото) Трейлер фильма Шестьдесят британцев застряли в баре на три дня из-за снежного шторма А гвинеец Сэм Брук обошел меня на круг... Эксперимент по изготовлению тротуарной плитки, часть 6 Все Не в мою… Отец пытался сделать из нее сверхчеловека: история Мод Жульен