4 мая 2022 года в 01:51

Интересные факты о жизни рабов на древних галерах

Галеры и рабы, рабы и галеры. Казалось бы, два неразрывно связанных понятия: где есть галера, там должен быть и раб, который будет вкалывать на них так, как даже иному президенту не снилось.                                    





Смотреть все фото в галерее


Между тем редко кто задумывается насколько жуткой была жизнь гребцов в реальности, как и о том, были ли они рабами на самом деле.
В египетских папирусах эллинистической эпохи упоминаются суда, насчитывавшие до 4 тысяч гребцов. Получается, что на такой галере вкалывало в несколько раз больше мужчин, чем проживало в среднем античном городе.
"Старо предание и верится с трудом", тем более что никаких подтверждений этому найдено не было. Скорее всего, летописец просто хотел польстить своему правителю, ибо, сами понимаете, историк-лизоблюд - древнейшая профессия.
Формально считается, что наиболее распространенными военными судами были биремы и триремы с двумя и тремя рядами гребцов соответственно. На триреме таковых было около полутораста, а то и все 170!    


Надо признать, что пока реальность этих плавсредств вызывает множество вопросов, и чтобы такой корабль поплыл, потребуются колоссальные затраты, а потом еще и длительное обучение команды гребцов, ибо три ряда - это не один, и переломать все весла проще простого.
Получается, что на триреме находились хорошо тренированные полторы сотни рабов с различной специализацией, на которых приходилось 12-16 матросов и не более полусотни солдат, а то и всего 16.
Возвращаясь к египетским плавучим городам (даже если допустить их реальность) сразу придется предположить, что либо гребцы были вольными людьми с хорошей оплатой, либо помимо них на борту был еще целый военный гарнизон на случай, если рабы взбунтуются.
Но даже в случае с биремами и триремам возникают серьезные вопросы, ибо контроль полутора сотен крепких мужиков - дело непростое. Особенно если учесть, что воины сражались не только на море, но и высаживались на берег.
В последнем случае достаточно было небольшой оплошности, чтобы рабы захватили судно. Каково бы тогда пришлось десанту, если бы потребовалось отступить на корабли? Ведь им это наверняка приходило в головы.    


Есть версия, что рассказы о гребных рабах зачастую была дезинформацией, целью которой было ввести потенциального противника в заблуждение.
Вероятно, рабы и в самом деле регулярно использовались, но не факт что всегда и не факт, что с ними всегда обращались жестоко.
Военные галеры были, так сказать, авангардом античного морского десанта. Именно их экипаж высаживался первым, и первым ввязывался в бой. Остальные войска высаживались на берег с уже более тяжелых и более вместительных за отсутствием гребцов парусных суден.
С них воины десантировались уже тогда, когда берег был захвачен. Разумеется, "принимающая сторона" в первую очередь была заинтересована в том, чтобы отразить атаку "морпехов" с галер.
Для этого нужно было верно оценить силы нападающих и, если вместо рабов на веслах сидели бы воины, это было бы неприятным сюрпризом.
Нечто подобное описывал Диодор Сицилийский. Известно и о том, что Цезарь, имея в своем распоряжении 4 галеры, напал на пиратов, с 500 воинами, что было возможно только в том случае, если в акции участвовали бы и гребцы.
И если бы это были жестоко страдающие рабы, то они скорее перешли бы на сторону пиратов, чем стали бы самоотверженно сражаться с ними.
Правда, особых выводов из этого сделано не было, и обычно на римских военных кораблях весла вращали рабы. И это еще раз наводит на мысль, что никаких трех рядов весел не использовалось, ибо тогда для морской пехоты и места практически не осталось бы. Да и подготовить команду таких гребцов слишком дорого.    


Вряд ли является правдой и то, что гребцы на галерах были полуголодными. Судя по анализу костей галерных рабов, которые удалось найти, питались они обильно, хотя и не деликатесами. Что логично, ибо голодный раб многого не нагребет.
Но в борьбе с пиратами использование рабов-гребцов римлянам только мешало, ибо у рабов и мотивация была очень низкой, и место они у воинов отбирали.
Пиратские же суда мало того, что были легче, так к тому же на них сидели не рабы, а бойцы, каждый из которых был хорошо мотивирован. В итоге условное среднее качество пиратского корабля было выше, чем у "древнеримских федералов".
Хотя последние и имели более высокий уровень боевой подготовки, но во время абордажа уступали пиратам численно.
При этом абордаж - это свалка, это рубка, а не сражение на суше, где есть место для сложных маневров, на которые римляне были настоящими мастерами. Отсюда и проблемы римлян в борьбе с пиратством.    


Позднее "пиратский" вариант комплектации корабля был принят бороздителями северных морей - викингами, которые всегда сидели на веслах сами, обеспечивая высокую концентрацию воинов на борту, а заодно и неплохой тренинг.
Популярны истории о невыносимой участи гребцов на турецких галерах. Считалось, что их кормили всякими помоями и постоянно секли кнутом. Звучит страшно, но, к сожалению, редкий историк получал в своей жизни хотя бы один удар нагайкой.
Таковые оставляют серьезные раны, что при тогдашней медицине и антисанитарии могло запросто привести к заражению. А серия ударов почти наверняка вывела бы гребца из строя на долгое время.
Постоянная же терапия кнутом, да еще на фоне голода и жажды, стопроцентно привела бы этот гребной двигатель в полунепригодное состояние. Смотрится все это примерно так же, как если бы экипаж корабля постоянно бил кувалдой по двигателю.
И ведь это был экипаж военных кораблей, ибо в торговом флоте гребцы не использовались по причине дороговизны и значительного сокращения вместимости судна.
Военный корабль с "двигателем", который может в любой момент дать сбой по причине ослабшего, заболевшего или умершего гребца (и не одного) - это что-то странное.
Ситуация же с пиратами в этот период оставалась прежней. Пираты, словно викинги (что фактически одно и то же), гребли сами, что в итоге привело к длительному периоду могущества пиратских республик в Средиземноморье.
И интересно, что справиться с неугомонными пиратами удалось только после того, как с весел убрали рабов, заменив их бойцами.


Между тем редко кто задумывается насколько жуткой была жизнь гребцов в реальности, как и о том, были ли они рабами на самом деле.
В египетских папирусах эллинистической эпохи упоминаются суда, насчитывавшие до 4 тысяч гребцов. Получается, что на такой галере вкалывало в несколько раз больше мужчин, чем проживало в среднем античном городе.
"Старо предание и верится с трудом", тем более что никаких подтверждений этому найдено не было. Скорее всего, летописец просто хотел польстить своему правителю, ибо, сами понимаете, историк-лизоблюд - древнейшая профессия.
Формально считается, что наиболее распространенными военными судами были биремы и триремы с двумя и тремя рядами гребцов соответственно. На триреме таковых было около полутораста, а то и все 170!    
Надо признать, что пока реальность этих плавсредств вызывает множество вопросов, и чтобы такой корабль поплыл, потребуются колоссальные затраты, а потом еще и длительное обучение команды гребцов, ибо три ряда - это не один, и переломать все весла проще простого.
Получается, что на триреме находились хорошо тренированные полторы сотни рабов с различной специализацией, на которых приходилось 12-16 матросов и не более полусотни солдат, а то и всего 16.
Возвращаясь к египетским плавучим городам (даже если допустить их реальность) сразу придется предположить, что либо гребцы были вольными людьми с хорошей оплатой, либо помимо них на борту был еще целый военный гарнизон на случай, если рабы взбунтуются.
Но даже в случае с биремами и триремам возникают серьезные вопросы, ибо контроль полутора сотен крепких мужиков - дело непростое. Особенно если учесть, что воины сражались не только на море, но и высаживались на берег.
В последнем случае достаточно было небольшой оплошности, чтобы рабы захватили судно. Каково бы тогда пришлось десанту, если бы потребовалось отступить на корабли? Ведь им это наверняка приходило в головы.    
Есть версия, что рассказы о гребных рабах зачастую была дезинформацией, целью которой было ввести потенциального противника в заблуждение.
Вероятно, рабы и в самом деле регулярно использовались, но не факт что всегда и не факт, что с ними всегда обращались жестоко.
Военные галеры были, так сказать, авангардом античного морского десанта. Именно их экипаж высаживался первым, и первым ввязывался в бой. Остальные войска высаживались на берег с уже более тяжелых и более вместительных за отсутствием гребцов парусных суден.
С них воины десантировались уже тогда, когда берег был захвачен. Разумеется, "принимающая сторона" в первую очередь была заинтересована в том, чтобы отразить атаку "морпехов" с галер.
Для этого нужно было верно оценить силы нападающих и, если вместо рабов на веслах сидели бы воины, это было бы неприятным сюрпризом.
Нечто подобное описывал Диодор Сицилийский. Известно и о том, что Цезарь, имея в своем распоряжении 4 галеры, напал на пиратов, с 500 воинами, что было возможно только в том случае, если в акции участвовали бы и гребцы.
И если бы это были жестоко страдающие рабы, то они скорее перешли бы на сторону пиратов, чем стали бы самоотверженно сражаться с ними.
Правда, особых выводов из этого сделано не было, и обычно на римских военных кораблях весла вращали рабы. И это еще раз наводит на мысль, что никаких трех рядов весел не использовалось, ибо тогда для морской пехоты и места практически не осталось бы. Да и подготовить команду таких гребцов слишком дорого.    
Вряд ли является правдой и то, что гребцы на галерах были полуголодными. Судя по анализу костей галерных рабов, которые удалось найти, питались они обильно, хотя и не деликатесами. Что логично, ибо голодный раб многого не нагребет.
Но в борьбе с пиратами использование рабов-гребцов римлянам только мешало, ибо у рабов и мотивация была очень низкой, и место они у воинов отбирали.
Пиратские же суда мало того, что были легче, так к тому же на них сидели не рабы, а бойцы, каждый из которых был хорошо мотивирован. В итоге условное среднее качество пиратского корабля было выше, чем у "древнеримских федералов".
Хотя последние и имели более высокий уровень боевой подготовки, но во время абордажа уступали пиратам численно.
При этом абордаж - это свалка, это рубка, а не сражение на суше, где есть место для сложных маневров, на которые римляне были настоящими мастерами. Отсюда и проблемы римлян в борьбе с пиратством.    
Позднее "пиратский" вариант комплектации корабля был принят бороздителями северных морей - викингами, которые всегда сидели на веслах сами, обеспечивая высокую концентрацию воинов на борту, а заодно и неплохой тренинг.
Популярны истории о невыносимой участи гребцов на турецких галерах. Считалось, что их кормили всякими помоями и постоянно секли кнутом. Звучит страшно, но, к сожалению, редкий историк получал в своей жизни хотя бы один удар нагайкой.
Таковые оставляют серьезные раны, что при тогдашней медицине и антисанитарии могло запросто привести к заражению. А серия ударов почти наверняка вывела бы гребца из строя на долгое время.
Постоянная же терапия кнутом, да еще на фоне голода и жажды, стопроцентно привела бы этот гребной двигатель в полунепригодное состояние. Смотрится все это примерно так же, как если бы экипаж корабля постоянно бил кувалдой по двигателю.
И ведь это был экипаж военных кораблей, ибо в торговом флоте гребцы не использовались по причине дороговизны и значительного сокращения вместимости судна.
Военный корабль с "двигателем", который может в любой момент дать сбой по причине ослабшего, заболевшего или умершего гребца (и не одного) - это что-то странное.
Ситуация же с пиратами в этот период оставалась прежней. Пираты, словно викинги (что фактически одно и то же), гребли сами, что в итоге привело к длительному периоду могущества пиратских республик в Средиземноморье.
И интересно, что справиться с неугомонными пиратами удалось только после того, как с весел убрали рабов, заменив их бойцами.

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Фотоподборка Действительно ли место работы надо менять с периодичностью раз в 5-7 лет? Не оставил просьбу без внимания Предновогоднее чудо: вице-губернатор Пензенской области отказался от взятки Человек из будущего: как вживить себя в чужие воспоминания Новый мотоцикл Yamaha оставался «запечатанным» в коробке 40 лет и теперь отправляется на аукцион Прогулка по Санкт-Петербургу 2002 года Новость №1258: Удоды охладели к самкам с насыщенно раскрашенными яйцами Новость №1257: Анальная вентиляция… Как английский король погубил свой лучший военный корабль Раритетный Porsche 930 Turbo угнали из музея, но смогли найти Позитивная бабушка пытается угадать алкогольный напиток 30 примеров идеально организованных вещей