Советский кинематограф не часто баловал поклонников фантастикой, а уже тем более - рассказами о покорении космоса.
Смотреть все фото в галерее
Мощная актерская школа в данном направлении - ещё не главное слагаемое успеха; нужны и специальные эффекты, и определенная сценарная дерзость. Так что, помимо "Соляриса", на экраны себе пробивали путь и не слишком изящные картины, разбалансированные, местами трэшовые.
Но в те годы даже подобные примеры казались глотком свежего воздуха - как говорится, "на безрыбье и рак - рыба". В нашей новой подборке мы вспоминаем космическую фантастику, снятую в СССР, в которой недостатков, зачастую, больше, чем достоинств. Однако, те, кто ходил на данные картины в кино, явно почувствуют вибрацию струн свой памяти.
9. Звездный инспектор (1980)
Сценарий картины переписывался два года, всего было подготовлено аж девять вариантов развития событий, однако, по факту, Марк Ковалев и Владимир Полин сняли "тоску зеленую" - хоть и в космосе. Фабула только на бумаге выглядит увлекательно и даже современной (база Международной космической инспекции уничтожена пиратским крейсером, космический корабль "Вайгач", отправленный к месту событий, обнаруживает на удаленной планете тайную научную лабораторию, разрабатывающую системы искусственного интеллекта). По факту же, нам предстоит оценить несколько смехотворных визуальных эффектов и пространные рассуждения об опасности компьютеров.
8. Петля Ориона (1980)
Мода на "добрых" инопланетян достигла апогея к началу восьмидесятых годов ХХ века, чем и воспользовался создатель культового мини-сериала "Капитан Немо" Василий Левин. Увы и ах, рассказ о том, как навстречу некоему сгустку энергии отправился экипаж из людей и дублирующих их киборгов, выглядит гротеском, лишенным всяческого чувства ритма и даже к финалу не вызывающим сопереживания героям.
7. Небо зовет (1959)
Пятидесятые - эпоха знаменитой гонки в космосе между СССР и США. Так что, Александр Козырь и Михаил Карюков снимали кино "на злобу дня" - осуществляются два старта кораблей к Марсу, американцы, поторопившись, терпят крушение, и спасать "Тайфун" теперь должен советский корабль "Родина". Лента появилась на экранах всего спустя два года после запуска первого спутника земли, а ряд её кадров был использован (опять же, американцами!) для перемонтажа описанной ниже "Планеты бурь" в "Путешествие на доисторическую планету". Что ж, несмотря на все преимущества, картина получилась прямой, словно рельса и лишенной всяческой объемности характеров.
6. Возвращение с орбиты (1983)
Хит 1983 года - картина Александра Сурина с Юозасом Будрайтисом и Виталием Соломиным в главных ролях. Заявленный, как эпохальное приключение (из-за метеоритного дождя получил серьёзные ранения командир орбитальной станции - для возвращения космонавта на Землю стартует экипаж Кузнецова-Мухина) фильм, тем не менее, построен по принципу "бой в Крыму, все в дыму, ничего не видно), да и пронизан еще какой-то ноткой безысходности - словно авторы уже тогда предчувствовали крушение сверхдержавы...
5. Звездная командировка (1983)
Фантастическая комедия Бориса Ивченко - повесть о том, как механизатор Ефим Тришкин попал на планету Рюм, а его место на земле занял инопланетянин Глоус, в точности внешне копирующий сельского рабочего. Владимир Носик и Гражина Байкштите играют весьма проникновенно, "чужое" общество, зарегулированное от и до, тоже прописано изящно - но, в целом, ленте, конечно не достает задора.
4. Лунная радуга (1983)
Одноименное литературное произведение Сергея Павлова вызвало "шок и трепет" на рынке, так что, к будущей экранизации было приковано невиданное внимание. Картина молодого режиссера Андрея Ермаша не оправдала почти ни одной надежды - от первоисточника остались "рожки, да ножки", спецэффекты выглядят второсортными (это-то на фоне блестящих недавних "Через тернии к звездам"), а диалоги не внушают ничего, кроме недоумения. Получился какой-то кадавр, застрявший между стилем Андрея Тарковского и Джорджа Лукаса.
3. Я был спутником солнца (1959)
Фильм Виктора Моргенштерна предельно серьезен - описывается жизнь двух поколений исследователей, рискующих жизнями ради изучения Солнца (в космосе, как оказывается, есть аномалии, непроницаемые для радиоволн). Напыщенная актерская игра в картине скорее подходит для театральной сцены, однако, режиссуре удается железной рукой удержать повествование и приковать внимание зрителей к экрану до самой развязки.
2. Туманность Андромеды (1967)
Книга Ивана Ефремова, которую взялся экранизировать Евгений Шерстобитов, поражает своим монументализмом и многоплановостью, а на экране нас ждала лишь "бледная копия чужой любви". Именно таким получился рассказ о захвате притяжением Железной звезды корабля землян "Тантра" и вынужденной посадке на чужой планете - огрехи режиссуры не позволяют полностью погрузиться в иной мир, хотя, надо отдать должное создателям, визуальные эффекты тут для своих лет сделаны на твердую пятерку, а изобретательности постановки позавидуют многие современные творцы.
1. Планета бурь (1961)
Вынужденная посадка на Венере, которая оказалась совсем не такой безжизненной и пустынной, как казалось с Земли; шикарная роль Георгия Жженова, мировое признание (голливудский перемонтаж в "Путешествие на доисторическую планету"), отличная накачка адреналина и неплохие эффекты - все это, "Планета бурь". Да, наивность местами зашкаливает, но в нашем списке эта лента, безусловно, находится на самом видном месте.
Мощная актерская школа в данном направлении - ещё не главное слагаемое успеха; нужны и специальные эффекты, и определенная сценарная дерзость. Так что, помимо "Соляриса", на экраны себе пробивали путь и не слишком изящные картины, разбалансированные, местами трэшовые.
Но в те годы даже подобные примеры казались глотком свежего воздуха - как говорится, "на безрыбье и рак - рыба". В нашей новой подборке мы вспоминаем космическую фантастику, снятую в СССР, в которой недостатков, зачастую, больше, чем достоинств. Однако, те, кто ходил на данные картины в кино, явно почувствуют вибрацию струн свой памяти.
9. Звездный инспектор (1980)
Сценарий картины переписывался два года, всего было подготовлено аж девять вариантов развития событий, однако, по факту, Марк Ковалев и Владимир Полин сняли "тоску зеленую" - хоть и в космосе. Фабула только на бумаге выглядит увлекательно и даже современной (база Международной космической инспекции уничтожена пиратским крейсером, космический корабль "Вайгач", отправленный к месту событий, обнаруживает на удаленной планете тайную научную лабораторию, разрабатывающую системы искусственного интеллекта). По факту же, нам предстоит оценить несколько смехотворных визуальных эффектов и пространные рассуждения об опасности компьютеров.
8. Петля Ориона (1980)
Мода на "добрых" инопланетян достигла апогея к началу восьмидесятых годов ХХ века, чем и воспользовался создатель культового мини-сериала "Капитан Немо" Василий Левин. Увы и ах, рассказ о том, как навстречу некоему сгустку энергии отправился экипаж из людей и дублирующих их киборгов, выглядит гротеском, лишенным всяческого чувства ритма и даже к финалу не вызывающим сопереживания героям.
7. Небо зовет (1959)
Пятидесятые - эпоха знаменитой гонки в космосе между СССР и США. Так что, Александр Козырь и Михаил Карюков снимали кино "на злобу дня" - осуществляются два старта кораблей к Марсу, американцы, поторопившись, терпят крушение, и спасать "Тайфун" теперь должен советский корабль "Родина". Лента появилась на экранах всего спустя два года после запуска первого спутника земли, а ряд её кадров был использован (опять же, американцами!) для перемонтажа описанной ниже "Планеты бурь" в "Путешествие на доисторическую планету". Что ж, несмотря на все преимущества, картина получилась прямой, словно рельса и лишенной всяческой объемности характеров.
6. Возвращение с орбиты (1983)
Хит 1983 года - картина Александра Сурина с Юозасом Будрайтисом и Виталием Соломиным в главных ролях. Заявленный, как эпохальное приключение (из-за метеоритного дождя получил серьёзные ранения командир орбитальной станции - для возвращения космонавта на Землю стартует экипаж Кузнецова-Мухина) фильм, тем не менее, построен по принципу "бой в Крыму, все в дыму, ничего не видно), да и пронизан еще какой-то ноткой безысходности - словно авторы уже тогда предчувствовали крушение сверхдержавы...
5. Звездная командировка (1983)
Фантастическая комедия Бориса Ивченко - повесть о том, как механизатор Ефим Тришкин попал на планету Рюм, а его место на земле занял инопланетянин Глоус, в точности внешне копирующий сельского рабочего. Владимир Носик и Гражина Байкштите играют весьма проникновенно, "чужое" общество, зарегулированное от и до, тоже прописано изящно - но, в целом, ленте, конечно не достает задора.
4. Лунная радуга (1983)
Одноименное литературное произведение Сергея Павлова вызвало "шок и трепет" на рынке, так что, к будущей экранизации было приковано невиданное внимание. Картина молодого режиссера Андрея Ермаша не оправдала почти ни одной надежды - от первоисточника остались "рожки, да ножки", спецэффекты выглядят второсортными (это-то на фоне блестящих недавних "Через тернии к звездам"), а диалоги не внушают ничего, кроме недоумения. Получился какой-то кадавр, застрявший между стилем Андрея Тарковского и Джорджа Лукаса.
3. Я был спутником солнца (1959)
Фильм Виктора Моргенштерна предельно серьезен - описывается жизнь двух поколений исследователей, рискующих жизнями ради изучения Солнца (в космосе, как оказывается, есть аномалии, непроницаемые для радиоволн). Напыщенная актерская игра в картине скорее подходит для театральной сцены, однако, режиссуре удается железной рукой удержать повествование и приковать внимание зрителей к экрану до самой развязки.
2. Туманность Андромеды (1967)
Книга Ивана Ефремова, которую взялся экранизировать Евгений Шерстобитов, поражает своим монументализмом и многоплановостью, а на экране нас ждала лишь "бледная копия чужой любви". Именно таким получился рассказ о захвате притяжением Железной звезды корабля землян "Тантра" и вынужденной посадке на чужой планете - огрехи режиссуры не позволяют полностью погрузиться в иной мир, хотя, надо отдать должное создателям, визуальные эффекты тут для своих лет сделаны на твердую пятерку, а изобретательности постановки позавидуют многие современные творцы.
1. Планета бурь (1961)
Вынужденная посадка на Венере, которая оказалась совсем не такой безжизненной и пустынной, как казалось с Земли; шикарная роль Георгия Жженова, мировое признание (голливудский перемонтаж в "Путешествие на доисторическую планету"), отличная накачка адреналина и неплохие эффекты - все это, "Планета бурь". Да, наивность местами зашкаливает, но в нашем списке эта лента, безусловно, находится на самом видном месте.