"И запомни, фраерок... ты можешь хоть сто раз обоссаться, а должен победить"... Это слова героя Владмира Машкова-вора Толяна обращенные к своему "случайному" пасынку Саньке (Миша Филипчук). Снял этот нашумевший фильм в 1997 режиссер Павел Чухрай.
Смотреть все фото в галерее
Помимо того, что этот фильм получил множество кинопремий, "Вор" вошел в историю как один из самых кассовых фильмов 1990-х гг., пользовавшийся успехом не только в России, но и за рубежом. И этот фильм номинировался на "Оскар". А надо помнить, что 90-е годы были провальными для российского кино.
Антигерой в исполнении Владимира Машкова получился настолько обаятельным персонажем, что режиссер в свой адрес потом нередко слышал обвинения: мол, его отец снял "балладу о солдате", а он сам - "балладу о воре".
"Запомни фраерок-" Можешь хоть 100 раз обоссаться-но победи"
И это случилось в основном благодаря актерскому мастерству Машкова. Однако не ставил своей задачей романтизировать образ вора. Как он говорил- он пытался донести идею о том, что даже за привлекательной внешностью и офицерской формой может скрываться обыкновенный жулик, из-за которого рушится судьба ребенка. Ведь представлявшийся отставным офицером-танкистом красавец-военный на самом деле оказывается обыкновенным вором, которому семья нужна в первую очередь для прикрытия.
Помимо того, что этот фильм получил множество кинопремий, "Вор" вошел в историю как один из самых кассовых фильмов 1990-х гг., пользовавшийся успехом не только в России, но и за рубежом. И этот фильм номинировался на "Оскар". А надо помнить, что 90-е годы были провальными для российского кино.
Антигерой в исполнении Владимира Машкова получился настолько обаятельным персонажем, что режиссер в свой адрес потом нередко слышал обвинения: мол, его отец снял "балладу о солдате", а он сам - "балладу о воре".
И это случилось в основном благодаря актерскому мастерству Машкова. Однако не ставил своей задачей романтизировать образ вора. Как он говорил- он пытался донести идею о том, что даже за привлекательной внешностью и офицерской формой может скрываться обыкновенный жулик, из-за которого рушится судьба ребенка. Ведь представлявшийся отставным офицером-танкистом красавец-военный на самом деле оказывается обыкновенным вором, которому семья нужна в первую очередь для прикрытия.
Сюжет фильма нельзя назвать полностью вымышленным. Чухрай вспоминал: "... Где-то в 60-х годах мне рассказывали, что был такой вор, который переодевался в военную форму, ходил по квартирам с женщиной и с ребенком, устраивался на жилье, и у него не спрашивали документы, поскольку он был в военной форме, вроде бы армии доверяли в то время...".
Павел Чухрай видел совсем не харизматичного вора, а маленького мальчишку, потерявшего отца и отчаянно пытавшегося найти его в чужом человеке. И когда смотрел этот фильм, то точно также сопереживал не вору Толяну, а маленькому Сане.
Маиша Филипчук не смотря на свой юный возраст гениально сыграл в этом фильме. Порой слезы наворачивались, когда смотрел на этого мальчишку. И это были "лихие" 90-е. Сами знаете, что тогда было.
Чухрай писал: "... это мое раннее детство, воспоминания, которые мне хотелось материализовать на экране. Дело не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры... Я снял балладу о своем ровеснике - о мальчишке. Именно он - главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, у меня что-то не получилось. Конечно, этот персонаж - вора - я тоже люблю... Герой Машкова в сто раз лучше, чем любой политик.
В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит - и маму, и мальчика"
Чухрай говорил, что он в этой картине пытался разобраться в том, что из себя представляют люди, которые в 1990-х находились у власти - что их сформировало, каким было их детство, откуда родом их страхи и слабости.
Главного героя на роль мальчика искали по школам и детским садам - режиссер хотел увидеть на экране максимальную непосредственность, искренность и трогательность. Мишу Филипчука нашли в обычной подмосковной школе. Чухрай переживал, как он справится со своей задачей и насколько свободно будет себя чувствовать на съемочной площадке - ведь это была его первая работа в кино. Результат превзошел все ожидания. "Я просто понимал, что этот парень для меня просто находка.
И мы его все обожали на съемках, потому что он очень веселый парень, при всей широте его возможностей драматического актера, он очень веселый, совершенно затравил нас анекдотами всяческими школьными.
Причем было интересно: очень быстро взрослел на площадке...", - рассказывал режиссер. Миша снялся еще в трех картинах в 1997-1998 гг., но свою жизнь с кинематографом связывать не стал - после школы он поступил в Московский физико-технический институт.
Снимался фильм в Ярославле-именно там в бараках, в районе фабрики "Красный перекоп", герои фильма снимают комнату. Затем, когда они по сюжету переезжают, съемки на самом деле продолжаются все в том же Ярославле, на Советской улице. Режиссеру удалось мастерски воссоздать послевоенный неустроенный быт коммуналок.
Фильм по достоинству оценили и в России, и за рубежом: в 1998 г. он номинировался на "Оскар" как "Лучший фильм на иностранном языке", на премию "Золотой глобус" в категории "Лучший фильм на иностранном языке", "Феникс" в категории "Лучший европейский фильм", получил специальный приз жюри МКФ в Венеции и несколько премий на фестивале "Ника-1998".