Как известно, у нас в России железнодорожная колея гораздо шире, чем в Европе - 1520-1524 мм против европейских 1435-и. Из-за чего вагоны при движении из РФ в Европу и обратно приходится либо менять, либо "переобувать".
Зачем же нужно было создавать такое неудобство? Не проще было б забахать жд как в Европе "просвещенной"?
Есть несколько мифов по сему поводу. Самый известный, чтоб, мол, врагу труднее было свои железнодорожные составы вглубь нашей страны при захвате гнать. Спешу заверить - немцы в 1914-1918 гг и 1941-м-1944 гг эту проблему решали без промедлений.
И, да, при наступлении на запад нашим войскам тоже в 1944-1945 гг пришлось оную трудность решать.
На самом деле, при начале массового строительства в 1840-е годы российских железных дорог военная логистика тут еще никакой особой роли не играла. Никто тогда, в середине XIX-го столетия, даже и в мыслях не предполагал, что поездами будут вражеских солдат и неприятельские грузы к нам возить.
Другой миф - так влиятельные российские купцы царю Николаю I нашептали строить железные дороги. Чтоб, мол, иностранцы не могли на наш рынок свои товары быстро вагонами завозить. Тоже сомнительно весьма - заграничная продукция к нам куда чаще морем шла, нежели посуху.На самом деле, при строительстве первых российских железных дорог наши инженеры скорее грамотно учли мировой опыт. И пришли к разумному выводу - российскую жд колею нужно строить пошире, чем в Европе.
Так как с более широкой колеей и состав на рельсах устойчивее, а значит может быстрее ехать. И вагоны можно сделать куда более грузоподъёмными. Безопасность, скорость, грузоподьемность при наших огромных русских расстояниях куда важнее, чем в этой вашей маленькой Европе!
Интересно, что в России еще отнюдь не самая широкая жд колея в мире. Самая широкая в Индии с Пакистаном - аж 1 676 мм!