11 сентября 2023 года в 16:19

Определитель Жемайтиса нулю не равен!

115 лет назад родился Сергей Жемайтис




Русский советский писатель и редактор Сергей Георгиевич Жемайтис родился 10 сентября 1908 года в г. Николаевск (Приморская область Восточно-Сибирской губернии, Российская Империя, с 1926 года - Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край) в семье лесного объездчика, сосланного на Дальний Восток литовского каторжанина, Георгия Адамовича Жемайтиса и Евдокии Матвеевны, принадлежавшей к достаточно известным в России родам - Гончаровых и Паниных.

После начала Гражданской войны и интервенции отец вступил в ряды красных партизан, а после освобождения Николаевска занял высокую должность в штабе командующего фронтом Народно-революционной армии Дальневосточной республики Я.Н. Тряпицына.

По окончании школы, Сергей выучился на механизатора, работал трактористом в колхозе. В 1930 году был призван на срочную военную службу. Служил краснофлотец Жемайтис на Тихоокеанском флоте, а демобилизовавшись, устроился матросом на корабль Торгового флота.После флота Сергей поступил учиться на географический факультет Дальневосточного государственного университета/ДВФУ, но высшего образования не получил, окончив всего 2 курса.Более 30 лет отдал он Дальнему Востоку - Амурская область, Приморский край, Приамурье: работал на золотых приисках, лесоразработках и строительстве автодорог. Был корреспондентом ряда дальневосточных газет.Литературной деятельностью Жемайтис начал заниматься с 1937 года, печатаясь в благовещенской газете "Амурская правда". Затем перебрался в Московскую область.

Когда началась Великая Отечественная, Кунцевским райвоенкоматом Московской области Сергей был призван на военную службу. Участник боёв с ноября 1941 года. За время службы Жемайтис занимал должности начальника химслужбы 53-го Гвардейского артиллерийского полка 25-й Гвардейской стрелковой дивизии, химинструктора 71-й Морской стрелковой бригады, начальника химслужбы 351-го Гвардейского стрелкового полка 106-й Гвардейской стрелковой дивизии. В 1943 году вступил в ряды ВКП(б). Начав войну рядовым, Жемайтис закончил её в 1945 году капитаном в должности начальника химслужбы полка. Был награждён орденами Красной звезды и Отечественной войны, боевыми медалями.

Художественную литературу Сергей начал писать ещё до войны, опубликовав, правда, лишь в 1944 году 2 книжки для детей: "Восход солнца" и "Трудный человек".После демобилизации, отучившись в Москве на литературных курсах, Жемайтис решил посвятить себя детской литературе. С 1951 года он начал печататься регулярно. На детскую аудиторию были ориентированы и последующие его книги: "Ребята с Голубиной пади" (1953), "Теплое течение" (1954), "Поющие камни" (1962), "Красная ниточка" (1964) и "Зелёная ракета" (1965) - о Дальнем Востоке, Великой Отечественной, о подростках и для подростков.

В 1966 году Сергей стал профессиональным писателем - его приняли в Союз Писателей СССР.А в 1960-х гг. автор переключился на морскую тематику. Так в 1965 году вышла его "морская" приключенческая повесть "Гибель "Лолиты" ("Поединок на атолле", "Взрыв в океане"): "Подросток Фома Фомин, гостивший в Белоруссии у бабушки, оказался на оккупированной фашистами территории и был угнан в Германию, но оттуда ему удалось бежать во Францию, где в порту Фома нанимается юнгой. Корабль тонет, напоровшись на рифы, но герой спасается на необитаемом атолле. Однако, выясняется, что удалось спастись и капитану судна, бывшему германскому офицеру-подводнику по прозвищу Ласковый Питер, действующему заодно с местными пиратами, которыми верховодит жестокий японец Симада...".

За ней последовали романы "Клипер "Орион" (1972, "Русский военный клипер "Орионъ", оказался в дни Великого Октября в британском Плимуте. Англичане намерены включить его в экспедиционный корпус, отправляющийся в Россию для подавления революции. Но русские военморы решили бежать и прорываться во Владивосток. Трудный путь, насыщенный опасностями и приключениями, пришлось проделать морякам, вставшим на сторону революции"), и "Не очень тихий океан" (1976) и "Жестокий шторм" (1981), продолжившие тему мужества я верности воинскому долгу, начатую в "Клипере". Их герои - военные моряки-тихоокеанцы, оказавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах, но не уронившие чести советских людей.Романы эти выдвинули Жемайтиса в число ведущих писателей-маринистов Союза. А "Клипер "Орион" получился настолько удачным, что в 1979 году был экранизирован режиссёром Евгением Шерстобитовым в фильме "Мятежный "Орионъ"".

А к фантастике Сергей впервые обратился в 1959 году с детской повестью о юнате Алёше Перце и его верном псе, которые неожиданно уменьшились и попали в мир микробов - "Алёша Перец в стране гомункулусов" ("Подземное путешествие Алёши Перца"), впервые опубликованной в журнале "Юный натуралист" (№6-8, 10 за 1959 г.), но долгие годы она оставалась лишь случайным эпизодом в его биографии.



Вернулся в фантастику писатель в конце 1960-х гг., опубликовав повести "Вечный ветер" ("Плавающий остров") (1970, впервые опубликована в №13 альманаха "Мир приключений"-1967) и "Большая лагуна" (1977), описывающие недалёкое коммунистическое будущее и объединённые общими героями и местом действия - искусственным плавающим островом. Обе повести были посвящены проблемам освоения океана и установлению контакта с дельфинами. Во второй повести действие переносилось ещё и в космос.





А в романе "Багряная планета" (1973) сюжетная линия развивается на Марсе, где земная экспедиция обнаруживает "цивилизацию" роботов - последних представителей погибшей вследствие экологической катастрофы могущественной марсианской цивилизации Вечно Идущих, которая завела сама себя в тупик на пути к "высокохудожественным целям": свободные от тяжёлой и грязной работы Идущие посвятили свою жизнь созданию шедевров искусства, философии и научному поиску, бездумно растранжирив ресурсы планеты.

В романе автор затронул ряд проблем и поставил ряд вопросов, которые были в то время ещё не особо разработаны. Например, психологические проблемы экипажа космического корабля, находящегося в многомесячном межпланетном полёте. То, что потом стало актуальным для орбитальных станций. Или проблемы экологического истощения планеты, вопросы, связанные с бессмертием, одиночеством разума в космосе, панспермии и роботизированной цивилизации, идущей на смену своим создателям.

В эти повести и роман вошли в переработанном и развёрнутом виде целый ряд фантастических рассказов Жемайтиса, чуть ранее опубликованные в различных журналах и тематических сборниках.Однако вклад Сергея Георгиевича в советскую и мировую фантастику гораздо серьёзнее, нежели тот, что был внесён его собственным литературным творчеством. Деятельность Жемайтиса с 1957 по 1973 год на посту заведующего редакцией фантастики издательства "Молодая гвардия" принесла читателям такие популярные в Союзе серии, как ежегодники "Фантастика" (1962-91), "Библиотека советской фантастики" (1967-91) и "Библиотека современной фантастики" (1965-73).Руководимая им редакция подготовила и выпустила книги Ивана Ефремова (подробнее - здесь: Иван Ефремов), Аркадия и Бориса Стругацких, Кира Булычёва (подробнее - здесь: Отец Алисы (и даже не одной!)), Анатолия Днепрова (подробнее - здесь: "Зашифрованный" писатель. К 100-летию со дня рождения Анатолия Днепрова), Вадима Шефнера (подробнее - здесь: Не только сказки для умных), Дмитрия Билёнкина (подробнее - здесь: Сила Сильного), Владимира Михайлова (подробнее - здесь:  Памяти Капитана Ульдемира), Сергея Павлова (подробнее - здесь: Ушедший за Лунной Радугой), Виктора Колупаева и многих других.

Серия же "Библиотека современной фантастики" подарила читателю переводы произведений известных зарубежных фантастов: Рэя Брэдбери (подробнее - здесь: Земные хроники Рэя Брэдбери), Роберта Шекли (подробнее - здесь: Координатор Чудес - Роберт Шекли), Гарри Гаррисона (подробнее - здесь: Миры Гарри Гаррисона), Станислава Лема (подробнее - здесь: Пан фантаст), Альфреда Бестера (подробнее - здесь: Человек с лицом. Памяти первого лауреата премии "Хьюго"), Клиффорда Саймака (подробнее - здесь: Земные и неземные Города "Старого Клиффа"), Айзека Азимова (подробнее - здесь:  "Академик"), Кобо Абэ, Пьера Буля и других ведущих писателей.

А ежегодник "Фантастика" давал возможность напечататься в центральном издательстве молодым, начинающим авторам.

Жемайтис также организовал при редакции "МГ" семинар, в котором участвовали известные писатели: А. Стругацкий, С. Гансовский, А. Днепров, М. Емцев, Д. Билёнкин, Ариадна Громова, Роман Подольный, Еремей Парнов, Александр Мирер (подробнее - здесь:  Не только печи инженера Мирера).А братья Стругацкие в повести "Сказка о Тройке" (1968) назвали в честь писателя Определитель Жемайтиса:"Роман покачал головой.- Определитель Жемайтиса равен нулю.- Ты хочешь сказать - близок к нулю?Витька неприятно заржал.- А то бы мы без тебя не догадались, - сказал он. - Равен, товарищ Амперян! Равен!- Определитель Жемайтиса равен нулю, - повторил Роман. - Плотность административного поля в каждой доступной точке превышает число Одина, административная устойчивость абсолютна, так что все условия теоремы о легальном воздействии выполняются...- И мы с тобой сидим в глубокой потенциальной галоше, - закончил Витька..." (АБС, "Сказка о Тройке").

Будучи ответственным работником идеологического фронта, Сергей Георгиевич хорошо понимал, что именно можно будет напечатать, а что нет, но как фронтовик юлить не умел. О той редакции "МГ" Аркадий Стругацкий вспоминал: "Лжи не было никакой... Приношу я "Гадкие лебеди" Жемайтису, они уже были вставлены в тематический план, ну и всё такое... и прихожу я, значит, к нему через неделю. "Ну как, - говорю, - Сергей, прочитал?". Берёт папочку: "Вы хорошие писатели, Аркаша.  На, возьми и иди, и иди, и иди отсюда...". Всё честно было".Тем не менее, высокое идеологическое начальство деятельность редакции не устраивала, и в 1973 году её состав, в который входили такие энтузиастки фантастики, как редакторы Бэлла Клюева и Светлана Михайлова, разогнали.Интеллигентному и мягкому Жемайтису к тому времени исполнилось 65 лет, и его, полного сил и здоровья, в июне 1974 года отправили на пенсию с формулировкой "по достижении предельного возраста работы". А на его место был назначен писатель-фантаст, журналист и переводчик Юрий Медведев (считается одним из организаторов и идейным лидером разгрома советской научной фантастики в 1960-70-х гг.). В результате у Сергея Георгиевича случился первый инфаркт.

Но и находясь на пенсии, Жемайтис успел составить и подготовить к изданию 1-е в Союзе собрание сочинений И.А. Ефремова (1975-80).

Сергей Георгиевич Жемайтис скончался 8 сентября 1987 года в Москве, за 2 дня до своего 79-летия.У писателя остался сын - тоже писатель, филолог и научный журналист Сергей Сергеевич Жемайтис (1952 г.р.), руководитель Ассоциации научных журналистов Союза журналистов Москвы. Автор романа "Паря над бездной Райских врат" (2009), философских исследований "Вальс истин на кресте миров" (2009) и "Антиподийные тезисы" (2012), а также концепции выставки "Авангард и архитектура сознания" музея "Метрополитен" (2010). Сергей Сергеевич в фантастике "отметился" лишь однажды, выпустив в 1991 году 2-томный роман "Абстрактный человек", посвященный теме экстрасенсорики и неизменного участия НКВД в жизни экстрасенсов.

Библиография С. Жемайтиса:Циклы произведений:"Дети океана": "Вечный ветер" ("Плавающий остров") (1967), "Тигровая звезда" (1971), "Город осьминогов" (1972), "Поле хлореллы" (1976), "Большая Лагуна" (1977), "Велотрек в космосе" (1980); "Рассказы о старшине Иванове и сержанте Лепёхине": "Маршевая рота" (1962), "Допрос партизанки" (1965), "Передний край" (1965), "Дождливая ночь" (1965), "Ночной поиск" (1962), "Грушевый лес" (1965), "Ленькины катакомбы" (1965), "Бешеный "тигр" (1965), "Чёртов будильничек" (1965), "Зелёная ракета" (1965).Романы: "Клипер "Орион" (1973), "Не очень тихий океан" (1976), "Жестокий шторм" (1981). Повести: "Охотники за пчёлами" (1953), "Ребята с Голубиной пади" (1953), "Алёша Перец в стране гомункулусов" ("Подземное путешествие Алёши Перца") (1959), "Журавлиная дорога" (1959), "Поющие камни" (1962), "Красная ниточка" (1964), "Взрыв в океане" ("Гибель "Лолиты"", "Поединок на атолле") (1965), "Побег" (1971), "Багряная планета" (1973). Пьесы: "Два портрета" (1955), "Без лишних слов" (1956).  Киносценарии: "Ветер в лицо" (соавтор Е. Шерстобитов, 1973).



P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.Источники:https://dzen.ru/a/ZMI4-igutCSrEi-Thttps://fantlab.ru/autor628https://www.livelib.ru/author/310864-sergej-zhemajtishttps://www.livelib.ru/author/310864/top-sergej-zhemajtis/~2https://otzovik.com/review_12665862.html

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Носят шляпу из рыбы и топят лодки: 3 способа, которыми косатки проявляют свой интеллект 10 компьютерных игр, основанных на реальных событиях Неоднозначный, но забавный тренд викторианской эпохи Корова похитила обувь туриста Жадность в радость 1 сентября: истории про линейки, мемы и мысли трудящихся Скрины из соцсетей  Необычный кандидат на роль домашнего питомца Туалетный кризис: у Boeing 787 пополнение в коллекции поломок Игрушки времён СССР, о которых мечтали все дети Учёные показали лицо Финеаса Гейджа через мгновение после несчастного случая Комментарии и картинки из соцсетей. Свежак за 29 сентября