С градоначальником многие люди и благотворительные организации, мягко говоря, не согласны.
Мэр Якутска Евгений Григорьев устроил региональный скандал, который вполне может распространиться на федеральный уровень. В субботу, 24 июня, во время пресс-конференции он выдал журналистам свой рецепт борьбы с бездомными людьми. Григорьев заявил, что бомжей ему совершенно не жаль, следует их привлекать к ответственности и перевоспитывать при помощи медвытрезвителей и трудовых лагерей, которые вновь следует возродить.Бомжи - это один из видимых последствий алкоголизации населения и массовой безработицы той категории населения, которая могла работать. Вместо этого они занимаются пьянством, развращением людей и портят общественные места. Их надо привлекать к ответственности. Мне их не жаль. И здесь также надо работать над созданием медвытрезвителей в Якутске и возвращать трудовые лагеря. Важно работать с землячествами, чтобы люди приезжали с улусов летом, а зимой уезжали домой. Чтобы землячества несли ответственность за людей с их улусов
Депутат Госдумы Султан Хамзаев поддержал предложение мэра Якутска создавать медвытрезвители и возвращать трудовые лагеря для бездомных. По его словам, этой категорией граждан следует заниматься, но не нужно ставить знак равенства между концлагерем и лагерем трудовым, где помимо работы бездомные смогут избавиться от зависимости и сделать первые шаги по возвращению в общество.Однако многие жители Якутии и тем более благотворительные организации считают, что градоначальник Евгений Григорьев никогда не занимался проблемой бездомных людей (поэтому их столько развелось в Якутске) и его суждения полны стереотипов. Директор московского филиала фонда помощи бездомным "Ночлежка" Дарья Байбакова напомнила Григорьеву, что бомжей такие же права, как и у него, а принуждение и изоляция никогда ещё никому не помогала.Все заявления Григорьева - это набор штампов и стереотипов, которые не имеют ничего общего с реальностью. Алкогольная зависимость, например, является следствием бездомности, а не причиной. А главные причины бездомности в России - потеря работы и возможности снимать жилье, домашнее насилие и внутренняя трудовая миграция. Мы готовы поделиться с Евгением всей имеющейся у нас статистикой. Кроме того, больше 85% бездомных людей в России - это граждане нашей страны, поэтому бездомные люди - это люди, которые имеют ровно такие же права, как и мэр Якутска Евгений Григорьев.
Байбакова добавила, что проблему должны решать власти, но не созданием трудовых лагерей, а специальных центров помощи, где люди смогут восстановить документы и найти работу. По её словам, Григорьев считает, будто бомжи в чём-то провинились перед обществом, но бездомность - это не характеристика человека, а сложный период в его жизни.Вне зависимости от того, кого кому жалко, задача государства и работа руководителей регионов - решать социальные проблемы и соблюдать права человека. Теми мерами, которые предлагает Григорьев - воссозданием медвытрезвителей, трудовыми лагерями (а это вообще вне закона) этого не добиться. Никакое принуждение и изоляция эту проблему не решит, решает создание в каждом районе города доступных центров помощи, где люди могут принять душ, восстановить документы и найти работу. И тогда большинство бездомных людей смогут выбраться с улицы и вернуться в обычную жизнь: работать, платить налоги, создавать семьи, и бездомность в жизни человека закончится. Потому что бездомность - это не характеристика человека, а период в его жизни. И продолжительность периода бездомности в жизни людей зависит, в том числе, от качества работы Евгения Григорьева и его коллег.
Сегодня Евгений Григорьев записал видео, в котором сообщил, что его слова вырвали из контекста и говорил совершенно о другом. По его словам, бездомных он делит на две категории - молодых бомжей-тунеядцев и людей, которые действительно попали в сложную жизненную ситуацию. И именно для первой категории бездомных, которые могут работать, но им проще собирать деньги на выпивку у прохожих, он предложил вернуть советскую систему лечебно-трудовых профилакториев.Вопрос, конечно, сложный. Ещё сложнее было бы делить людей на сорта и категории. А вы за какую методику, советский опыт профилакториев сработал бы, как думаете?