Эти фотографии расскажут о буднях и праздниках, о лицах и улицах, о детях, солдатах и рабочих - о тех, кто создавал облик великой державы.
Заготовка сельхозпродукции. Совхоз "Тогайлы" (Кормовое), сельхоз артель "Весеннее утро". Первомайский район, Крым. 1939 год.
Конькобежец Яков Мельников, 1937 год.Его спортивная карьера охватывает невероятный период - от Российской Империи до Советского Союза. Он был чемпионом России в 1917 году , а уже в следующем году стал первым в РСФСР, став живым мостом между двумя эпохами.С 1915 по 1939 год он становился чемпионом страны 34 раза, выступая на разных дистанциях - от спринта до долгих забегов. Его имя было синонимом рекорда: именно он установил 27 национальных рекордов, которые долгие годы оставались недосягаемыми для других спортсменов.Когда началась Великая Отечественная война, Яков Мельников имел право на бронь, но он добровольно ушёл на фронт.Стал командиром автомобильной роты в составе Первой московской Ленинской дивизии народного ополчения.Осенью 1945 года, когда война закончилась, Мельников вернулся к мирной жизни. Но страна уже знала его не только как легендарного спортсмена, но и как настоящего защитника Родины.
В токарном цехе артели "Хохломская Роспись". Село Семеново Горьковской (с 1990 года Нижегородской) области. 1937 год.Хохломская роспись - это не просто узоры на дереве, а целое произведение народного искусства. Яркая, дерзкая, золотистая - она словно выхватывает солнце и вкладывает его в каждую ложку, блюдо или шкатулку.Родом из Нижегородчины, хохлома веками была гордостью русских мастеров. Чёрное и красное дерево, покрытое белым "серебром" и залитое золотом - так рождалась эта удивительная техника, напоминающая пиршество на фоне таёжных далёких деревень.Ложки, ковши, подносы - каждый предмет был не только бытовым, но почти обрядовым. Считалось: чем ярче посуда, тем щедрее стол и душа хозяина.Сегодня хохлома - не просто ремесло. Это символ русской культуры, живопись, перешедшая с полотна на дерево.
Сбор урожая на полях колхоза "Ленинский путь" Жашковского района Черкасской области, Украинская ССР, 1935 год.Сбор урожая на полях колхоза - одно из самых масштабных и важных событий года. Это не просто работа, а настоящее испытание силой, выносливостью и организованностью.Тысячи рук, сцепленных не только с землёй, но и с судьбой страны. С рассветом до заката - женщины, старики, подростки... все, кто мог держать серп или поднимать снопы. Урожай был не просто едой - он был обещанием выжить, прокормить семью и выполнить план.
Обед на полевом стане. Украинская ССР, 1933 год.
Строительство моcковского метрополитена. Бригада девушек-метростроевцев, 1934 год.В 1930-х годах, когда Москва только начинала строить подземную сеть, наравне с мужчинами в тяжёлом деле участвовали и женщины. Они работали бетонщицами, монтажницами, землекопами - в условиях шума, пыли и невероятной физической нагрузки.Их труд стал частью великой стройки века - и доказательством того, что сила духа и желание строить будущее не зависят от пола.
В полете. Летающая лодка МБР-2. СССР, 1930-е.МБР-2 - летающая лодка, созданная в 1930-х годах, когда СССР стремился укрепить свой флот. Замена для проекта Григоровича под названием МДР-2 была задумана как цельнометаллическая машина с мотором М-27, но из-за дефицита материалов и проблем с двигателем её пришлось строить из дерева и оснащать другими моторами.Несмотря на "временные трудности" и скромную скорость (всего 230 км/ч), лодка показала себя надёжной, мореходной и простой в управлении.
На повозке. Белорусская ССР, 1937 год.
Анна Шишмарева отвечает на вопросы журналистов о рекордном прыжке с парашютом с высоты 7923 метра. Московская область, 1935 год.2 августа 1935 года две студентки Государственного центрального института физической культуры Галина Пясецкая и Александра Шишмарёва установили новый рекорд в прыжках с парашютом - 7923 метра, причём сделали это без кислородных приборов!Это был не просто спортивный подвиг, но и мощный символ эпохи: женщины не только участвовали в авиационных рекордах, но и задавали высоту - буквально и фигурально.
Деревенские дети. Зерносовхоз "Большевик" в Серпуховском районе Московская область, 1939 год.
На первом воздушном параде в Тушино, 1933 год.С 1920-х годов в СССР начался настоящий бум авиации. После разрушения дореволюционной авиапромышленности Гражданской войной, страна с азартом взялась за дело: строились аэроклубы, создавались ВВС, а молодёжь массово устремилась в небо.Образ пилота стал кумиром эпохи - смелым, романтичным, почти героическим. Авиакружки заполнялись целыми классами и цехами. Советская авиация рождалась не просто как наука - как мечта. Поэтому в этой подборке весьма много фотографий на тему авиации.Первый воздушный парад в истории Советского Союза - зрелище, которое должно было показать миру: СССР не только строит заводы и электростанции, но и покоряет небо.Над полем поднимались самолёты самых разных типов - бомбардировщики, истребители, учебные машины. Их грохот был не просто звуком моторов - это гремела новая эпоха, новая мощь, новое государство.
Девушки занимаются балетом в Доме физкультуры. СССР, 1930-е годы.
4-я конференция молодых московских мастеров авиамоделизма на станции "Планерная". Участник с моделью гидросамолета,1938 год.
Иосиф Сталин с двумя молодыми колхозницами из Таджикской ССР на конференции рабочих хлопковых хозяйств, январь 1936 года.
Cтроительство Большого ферганского канала. Узбекская ССР, 1938 год.Протяжённостью более 270 километров, этот канал должен был перераспределить воду по засушливым землям Средней Азии, сделав их плодородными. Работы велись в тяжёлых условиях: горы, пески, жара. Но тысячи рабочих, местные крестьяне, молодые специалисты, студенты шли строить будущее своими руками.
Самолет "Крокодил" агитэскадрильи им. Горького. CCCР, 1930-е.В 1930-е в небе над СССР можно было увидеть необычные самолёты с яркими названиями - среди них был и знаменитый "Крокодил" .Это был один из участников особой сводной агитэскадрильи им. Максима Горького, созданной в рамках масштабной кампании по популяризации авиации и пропаганды.Эскадрилья работала с 1933 года и за пять лет налетала 55 миллионов километров, проведя тысячи митингов и лекций.
Студенты одного из ВУЗов Душанбе готовятся к сессии. Таджикская ССР, 1939 год.
"Забавы НЭПмана" СССР, 1930-е.
Сталинские железнодорожные мастерские Октябрьской железной дороги. Москва, 1939 год.
Самолет АНТ-20 "Максим Горький" (Генеральный конструктор - А.Н.Туполев) во время подготовки к первомайскому параду на Красной площади, 1935 год.АНТ-20 "Максим Горький" - не просто самолёт. Это был настоящий летающий дворец, созданный в 1934 году под руководством легендарного авиаконструктора Андрея Туполева .С размахом крыльев почти 63 метра и восемью двигателями, этот гигант был самым большим пассажирским самолётом своего времени с сухопутным шасси.К сожалению, машина была потеряна в 1935 году в результате трагической аварии в небе над Москвой.