В 1876 году британский судовладелец Фредерик Ричардс Лейланд приобрёл роскошный особняк в фешенебельном лондонском районе Кенсингтон. Вскоре он нанял архитектора Ричарда Нормана Шоу для перестройки и отделки дома. Однако за переделку столовой отвечал талантливый Томас Джекилл, известный работами в англо-японском стиле.

У Лейланда была обширная коллекция китайского сине-белого фарфора, в основном эпохи Канси, которую он хотел выставить в столовой.

Для этого Джекилл создал сложные резные полки из орехового дерева и дополнил их золочёной кожей, которой обил стены. Над камином заняла почётное место картина американского художника Джеймса Макнилла Уистлера "Принцесса из страны фарфора".

В это время сам Уистлер работал над оформлением холла. Когда Джекилл спросил Лейланда, какие цвета использовать для ставней и дверей столовой, тот предложил посоветоваться с Уистлером. Художник решил, что оттенки ковра и цветов на кожаных панелях конфликтуют с его "Принцессой".

С разрешения Лейланда он подправил стены, добавив лёгкие мазки жёлтого, а на карнизах и деревянных панелях воспроизвёл волнообразный узор с витражной двери Джекилла. Лейланд одобрил изменения и уехал по делам в Ливерпуль. Вскоре Джекилл заболел и выбыл из проекта.

Оставшись без присмотра, Уистлер дал волю фантазии. Он покрыл потолок и стены "голландским металлом" (имитацией сусального золота), а поверх нарисовал пышные павлиньи перья. Полки Джекилла он позолотил, а на ставни нанёс изображения четырёх великолепных павлинов.

В итоге он согласился выплатить половину суммы и навсегда изгнал Уистлера из дома.

Уязвлённый Уистлер задумал ответный удар. В качестве финального штриха он создал на стене напротив "Принцессы" большую панель с изображением двух дерущихся павлинов - аллегорию испорченных отношений между художником и заказчиком.

Левый павлин символизировал самого Уистлера, а правый - скупого покровителя. Монеты сверкают на его груди и хвосте, а несколько даже рассыпаны у ног.

Чтобы Лейланд точно понял намёк, Уистлер назвал фреску "Искусство и деньги, или История этой комнаты". Закончив работу, он ушёл и больше никогда не видел Павлинью комнату.

Лейланд так и не признал, что ему нравится комната, но явно осознал её ценность: за 15 лет он не изменил в ней ни малейшей детали. После его смерти в 1892 году помещение унаследовали, а в 1904-м американский промышленник Чарльз Ланг Фриер выкупил комнату, разобрал её и перевёз в Детройт, где заново собрал в своём доме.

Там он выставлял собственную коллекцию керамики. После смерти Фриера в 1919 году "Павлинья комната" стала частью художественной галереи при Смитсоновском институте в Вашингтоне, где находится и сегодня.