Если вы росли в СССР и бывали на Волге и в крупных городах, то, вероятно, хотя бы раз катались на самой стильной штуке всех речных времён - скоростном судне на подводных крыльях. На той самой "Ракете" и "Метеоре".

Помните, как это было? Теплоход на подводных крыльях - его звук слышно за километр. Разгоняется, поднимается на крыло и... пошёл! Дети прижимаются к окнам, взрослые загорают на корме, а в буфете разливают лимонад и продают мороженое.Выглядели стильно! Они были как летающие по воде автобусы будущего.Зачем их придумали и что за технология.Всё началось в конце 1950-х. Дорог между посёлками не хватало, автобусов тоже, а по воде можно было быстро и с ветерком.

Вот только обычные теплоходы - дело медленное. Поэтому гениальный инженер Ростислав Алексеев предложил: а давайте сделаем суда... на крыльях. Да-да, как у самолётов.Так появилась "Ракета". В 1957 году в ходе испытаний она прошла 420 километров от Горького до Казани за 7 часов. Результат для того времени - фантастический! Люди на берегу были в восторге - дружно аплодировали!

Символично, но на испытаниях "Ракеты" присутствовал и наш знаменитый конструктор ракетно-космических систем - Сергей Королев.

Секрет конструкции - в подводных крыльях. У обычного катера низ корпуса погружён в воду, и ему приходится преодолевать сопротивление всей водной массы. А у "Ракеты" - снизу металлические крылья. На скорости они поднимают корпус над водой, как лыжи на гидроцикле. Вода касается только этих крыльев, сопротивление снижается, и судно словно летит над гладью.Судно на подводных крыльях - или СПК - так называли этот новый тип судов.

Потом появился "Метеор", который был вместительнее и мощнее. На нем уже можно было не просто до дачи доехать, а совершить мини-путешествие.Иностранцы, кстати, были в восторге: такие корабли экспортировались в десятки стран, включая США, Великобританию и Японию. В моменте "Метеор" стал самым массовым судном на подводных крыльях в мире.

Наши корабли рассекали по Темзе! Имиджево это был очень крутой проект. Он наглядно показывал уровень технического прогресса в СССР.В чем отличие "Ракеты" от "Метеора"? "Ракета" - первопроходец. Небольшая (27 метров), простая в обслуживании, рассчитанная на 60 пассажиров. Использовала авиационные двигатели, потому что тогда в авиации был избыток технологий, а в судостроении - дефицит."Метеор" - эволюционно новый этап. Длина 34 метра, вместимость до 123 человек, дизельные моторы, большая дальность хода. Корпус "Метеора" изготавливался из дюралюминия, а крылья - из нержавеющей стали. Он был надёжнее и экономичнее. И красивее - по мнению пассажиров.Для любителей технических подробностей собрана информация об этих теплоходах в таблице:

Внутри было также по современному стильно. Салон с мягкими креслами, панорамные окна, а иногда и буфет с мороженым. Особенно хвалили "Метеор": у него было меньше качки, больше простора и даже тише.
Работать на них было престижно. Управление считалось почетным и требовало высокой квалификации.Те, кто застал СССР, до сих пор вспоминает эти поездки с особым трепетом. Билетики с красными узорами, шум моторов, ощущение полёта над водой...Я дважды прокатился на этих теплоходах по Москве-реке, и эти поездки стали лучшими впечатлениями школьного лета!"Эх, счастливое детство", - говорят они. Кто-то ехал на дачу с корзинами, кто-то на свидание, а кто-то просто катался удовольствия ради. А в кино "Ракеты" часто мелькали как символ прогресса: техника будущего, доступная народу.
Почему исчезли "Ракета" и "Метеор".
Если все так было хорошо, то почему сейчас таких судов почти не осталось. Причины банальны и печальны:
Топливо. Эти красавцы пили дизель, как студенты - пиво на первом курсе. "Метеор" сжигал до 225 литров в час! Это стало экономически невыгодно.
Дороги в обслуживании. Сложная конструкция, дорогие детали. Ремонт этих судов обходился недешево.
Пассажиров стало меньше. Автомобили постепенно вытеснили теплоходы, как транспорт. Появились новые дороги, личные авто, и река стала не так уж нужна. А для речных прогулок можно теплоходик и попроще.
Переезд в мегаполисы. Одними из важных потребителей услуг "Ракеты" и "Метеора" были жители малых населённых пунктов. Для них часто это был чуть ли не единственный транспорт. Но поселки вырождались, а миграция населения в мегаполисы уменьшила спрос на речные перевозки.
Распад СССР. Многие причалы закрылись, речные вокзалы опустели. Пассажиропоток, который и так снижался, фатально упал. И поддерживать суда стало не выгодно. И после 1991 года у нас началась распродажа флота: одни суда - на металлолом, другие - в Грецию, Китай и Египет.Они живы! (но не везде)

И всё же, если захотите, немножко их еще осталось в рабочем состоянии. Вот где их можно найти:- Санкт-Петербург - Петергоф, Кронштадт- Петрозаводск - Кижи- Казань - Болгар- Иркутск - Братск- Ханты-Мансийск - ГорноправдинскИ, спасибо комментаторам, кто добавил информацию - от Сортавалы на Валаам (Ладожское озеро) тоже курсируют "Ракеты".А ещё - в Китае, Греции и Вьетнаме. Там советские суда до сих пор в строю. После модернизации - экономичны и выгодны. Потому что обслуживают острова и нет пробок.Новые крылья России

Сегодня снова строят СПК, но это уже другие, более масштабные проекты. Например:- "Метеор 120Р" - до 116 человек, скорость 75 км/ч- "Метеор-2020" - до 122 пассажиров и 700 км без дозаправки- "Валдай 45Р" - компактный для малых рек- "Комета 120М" - морской красавец для побережьяЦены, правда, кусаются.Новая "Комета" может стоить до 500 млн рублей. Для сравнения, строительство "Ракеты"
в 1960-1970-х годах обходилось в 100 000 советских рублей. В пересчёте на нынешние деньги - 30 млн.Почему стоимость выросла в 17 раз? Дело в дорогих комплектующих. Современные сплавы, композиты, электроника, навигационные системы и двигатели существенно дороже, чем материалы советской эпохи. Плюс их закупают за валюту, что увеличивает стоимость. В СССР же собирали исключительно из своих материалов.Отпечаток накладывает и серийность производства. Раньше строили массово, за счет этого - экономия расходов на одном изделии. Сейчас - речь идет о единицах, по сути - дизайнерские решения. Плюс изменились экологические и технические нормы - стали жестче и соответствовать им теперь стоит дороже.