Нет, не для этого самого, что вы подумали! Во времена Эдо (самый крутой период японской истории - 16-19 век) появился особый вид художественного искусства - сюнга (или шунга). Это такие откровенные картинки, которые нередко гравировались на дереве. А их репродукции можно было найти в кармане пустившегося в путь странника.

Но не путайте, это была не порнография, как привыкли понимать ее мы. Дело в том, что это... был образовательный контент! И снова не как Камасутра в Индии, потому что это был образовательно-юмористический контент.

Короче говоря, уникальная в своем роде вещь - сюнга. Их рисовали известные художники укиё-э, которые писали портреты гейш, актеров кабуки и пейзажи. Даже сам Хокусай (который рисовал Фудзи) пробовал себя в сюнга, он нарисовал скандальный "Сон жены рыбака".

На картине женщина лежит в объятиях двух осьминогов - даже тогда картина навела шороху, его осуждали за сюрреалистичность и нарушение всяческих табу. А сегодня нам не стоит удивляться, откуда у японцев берутся такие идеи для хентая - они были в этом народе веками! Этот жанр сильно распространился, потому что одно время такие картины модно стало дарить в качестве свадебный подарков среди самураев, торговцев и даже зажиточных простолюдинов. Дело в том, что сюнга позволяли себе сочетать юмор и эротику. Для японцев это было в новинку, особенно нравились картины, которые высмеивают социальные табу и классовую иерархию.

Такие сюнга должны были обучать молодую пару искусству любви и одновременно быть оберегом для удачных родов, например. В какой-то момент дошло до того, что Путешественники носили репродукции известных сюнга как талисманы на удачу. Идет путешественник, а в кармане у него - эротическая карточка на удачу! Помимо того, что рисуовались изначально работы на дереве, сюнга отличалась еще и анатомическим преувеличением гениталий. Кимоно тоже прорисовывалось очень подробно, а главное - много внимания уделялось выражению лица, чтобы передать эмоции. Для японского искусства, где все герои картин зачастую были похожи друг на друга, это была как прорыв.

Потому на талантливых сюнга можно было без подписи реально узнать исторических личностей или даже буддийских и синтоистских божеств, вот почему каждая картинка раздвигая социальные границы. Как вы понимаете, эротика Японию не шокировала - пускай будет. А вот узнаваемость лиц периодически выбешивала правительство. Так сюнга запрещали в 18 веке по указу сегуната Токугавы, якобы под эгидой сохранения моральных норм. Но было поздно, народ уже носил с собой "эротические фотокарточки" на удачу в походе.

По-настоящему преследовать сюнга за эротику, как ни странно, стали преследовать, когда Япония открылась Западу во время Реставрации Мэйдзи (это 1896 год). Потому что европейцы наконец рассказали японцам, что это же просто неприлично! Картины сюнга сжигались, уничтожались в мастерских художников. И одновременно западные мореплаватели старались выкупить их тайно, чтобы продать в частные коллекции за морем. Какое лицемерие!

Хотя тут глупо обвинять западных моряков, которые одной с одной стороны хулили, а с другой тайно скупали сюнга. В конце концов, японские власти и сегуны делали то же самое, пусть и причина была другая - слишком большая узнаваемость лиц. Но все лицемерили! Иронично, что зарубежный интерес в каком-то смысле спас сюнга после гонений после влияния западной морали на Японию. Многие картинки сохранились за границей, а потом жанр стал постепенно возрождаться. Художники выполняли частные заказы тайно, практикуясь в этом жанре.