10 июля 2021 года в 23:20

Леденящий душу прямой эфир: катастрофа шаттла «Челленджер» в 1986 году

28 января 1986 года космический шаттл "Челленджер" разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полета, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. За запуском наблюдали множество зрителей, и события освещались с невероятной скоростью: одно из исследований показало, что 85% опрошенных американцев знали о катастрофе уже в течение часа.                                    





Смотреть все фото в галерее
28 января 1986 года ​​во Флориде было непривычно холодно - в штате практически не бывает морозов. Пляжи возле Космического центра Кеннеди были забиты людьми, пришедшими посмотреть на запуск космического шаттла "Челленджер", который, ко всеобщему разочарованию, уже несколько дней откладывали.    


Запуск "Челленджера", фото за несколько секунд до его разрушения. 28 января 1986 г.    
За шаттлом был закреплен экипаж из семи человек. Командир Фрэнсис "Дик" Скоби, второй пилот Майкл Дж. Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Рональд Макнейр были астронавтами. Грегори Джарвис, аэрокосмический инженер, и Криста МакОлифф, учительница из Нью-Гэмпшира, были специалистами по полезной нагрузке.    


Экипаж "Челленджера", слева направо: Эллисон Онидзука, Майкл Смит, Криста МакОлифф, Фрэнсис "Дик" Скоби, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Рональд Макнейр.    


Шаттл "Челленджер" прибывает в Космический центр Кеннеди на борту Boeing 747. 5 июля 1982 г.    


Шаттл "Челленджер" едет к стартовой площадке Космического центра Кеннеди в преддверии первого полета 4 апреля 1983 года. 30 ноября 1982 года.    
Хотя запуски шаттлов считались настолько обычным делом, что по телевидению их уже не транслировали, конкретно этот вызвал особый интерес из-за учительницы МакОлифф -- она была первым гражданским лицом, допущенным до полета в космос.    


Криста МакОлифф наблюдает за запуском космического корабля "Челленджер" после того, как ее выбрали для участия в будущей миссии. 30 октября 1985 г.    
Кристу МакОлифф, учительницу обществознания в старших классах, выбрали из одиннадцати тысяч претендентов. Она должна была провести несколько уроков во время полета, и школьники всех возрастов ждали их с нетерпением. К Космическому центру Кеннеди съезжались автобусы, полные детей, чтобы те могли посмотреть на запуск, пока другие школьники наблюдали за ним в прямом эфире по телевизору.    


Криста МакОлифф впервые испытывает невесомость на борту самолета NASA, который летает по параболическим дугам, приближаясь к невесомости. Январь 1986.    


Криста МакОлифф показывает большой палец вверх перед тестовым полетом в Космическом центре Кеннеди. 24 января 1986 г.    


Экипаж "Челленджера" выходит из казарм, направляясь к стартовой площадке. 27 января 1986 г.    
В Центре управления полетами было неспокойно. На стартовой площадке возникло обледенение, и Центр потребовал провести три инспекции шаттла "Челленджер". Третья проверка незадолго до запуска показала, что лед на стартовой площадке уже растаял. Полет уже откладывался шесть раз из-за плохой погоды и механических неполадок. Ранее утром произошла еще одна двухчасовая задержка: во время заправки вышла из строя часть системы обработки запуска.    


Лед на стартовой площадке утром в день запуска.    
Как и все запуски космических кораблей, этот был впечатляющим зрелищем - шаттл поднимался на ярком столбе пламени в чистое голубое небо. Но затем произошло нечто странное: через семьдесят три секунды после старта след от ракеты изменил форму, и от него отделились два шлейфа, которые разошлись под странными углами.    


"Челленджер" взлетает, примерно за минуту до катастрофы.    


Одноклассники сына Кристы МакОлифф аплодируют, когда "Челленджер" взмывает ввысь.    


"Челленджер" разрушается через 73 секунды на высоте 14,5 километра над Атлантическим океаном.    
Люди, наблюдавшие за предыдущими запусками, были озадачены, но аплодисменты толпы продолжались, пока их не заглушило объявление из громкоговорителей: "Очевидно, произошел критический сбой" - и, после паузы, - "мы получили сообщение от специалиста по динамике полета о том, что шаттл взорвался".    


Два твердотопливных ракетных ускорителя продолжают двигаться еще 37 секунд, после чего их деактивируют дистанционно.    
Позже эксперты узнали, что "Челленджер" не взорвался, хотя большинство СМИ продолжали утверждать обратное. По сути, шаттл разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок, вызванных воздействием холода на неисправное уплотнительное кольцо, что повредило один из твердотопливных ракетных ускорителей. Но для очевидцев это выглядело как взрыв, и результат был равнозначен: все семь членов экипажа погибли.    


Реакция очевидцев на крушение "Челленджера".    


Реакция сестры МакОлифф, Бетси, и ее родителей Эда и Грейс Корриган.    


Ученица средней школы Конкорда Карина Дольчино стоит в полной тишине после просмотра прямой трансляции запуска в школе.    
Разрушение шаттла вызвало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга. Разрушение внешнего топливного бака привело к возгоранию компонентов топлива. Сам шаттл не разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок. Мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива продолжалось еще некоторое время после полного разрушения бака и самого челнока.    


Билли Гиффорд держит на руках 8-летнего внука Джимми Стилмана во время поминальной службы по Кристе МакОлифф в церкви в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир. 29 января 1986 г.    
По аудиозаписям, извлеченным из обломков, удалось восстановить, что за мгновение до разрушения шаттла Смит сказал "Ой", но остальное разобрать не удалось. Обломки падали в Атлантический океан более часа после взрыва; поиски не выявили никаких следов экипажа.
Это был первый смертельный случай во время космического полета в истории США. Девятнадцатью годами ранее три астронавта погибли в результате пожара при испытании капсулы на земле, но за почти двадцать пять лет космических полетов и пятьдесят пять миссий подряд ни один человек не погиб в полете.    


После взрыва в Космическом центре Кеннеди приспустили флаг.    
Во время разрушения "Челленджера" часть с кабиной экипажа отделилась целиком; она продолжала подниматься вверх вместе с другими обломками, включая крылья и все еще горящие двигатели, а затем рухнула в океан. Считается, что экипаж выжил при первоначальном разрыве, но потеря давления в кабине привела к потере сознания в течение нескольких секунд, поскольку на астронавтах не были скафандров. Смерть, вероятно, наступила в результате кислородного голодания за несколько минут до крушения.    


Дети на поминальной службе по Кристе МакОлифф в церкви в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир.    
Простые зрители, в отличие от астронавтов и других людей, разбирающихся в космических технологиях, к тому моменту уже считали полеты в космос безопасными, и были ошеломлены катастрофой. Дети, которые наблюдали за запуском в прямом эфире, были в ужасе. Еще несколько дней, а в некоторых случаях и лет, американцы были убиты горем.    


Плачущий ребенок во время поминальной службы по Кристе МакОлифф в церкви в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир.    
Двадцать с чем-то лет спустя статья в газете Северной Каролины Mount Airy News изящно оформила мысль, которую часто озвучивают в США: "Мне кажется, когда полет этого шаттла оборвался, когда МакОлифф и другие астронавты погибли ... мы потеряли что-то как мир, нация. Космос уже не был последней границей, которую нужно исследовать и приручить. Он стал опасным местом, пустым, и ценность его изучения превратилась в пустое обещание, которое никак не могло соответствовать опасностям или расходам".    


Переднюю часть правого борта шаттла поднимают из океана.    


Береговая охрана готовится поднять фрагмент твердотопливного ракетного ускорителя из океана во время спасательных операций "Челленджера". 31 января 1986 г.    


Крест и венок на пляже, откуда катер береговой охраны направляется на поиски обломков взрыва. Февраль 1986 г.    


Президент Рональд Рейган и старший персонал смотрят запись катастрофы. 3 февраля 1986 г.    
28 января 1986 года ​​во Флориде было непривычно холодно - в штате практически не бывает морозов. Пляжи возле Космического центра Кеннеди были забиты людьми, пришедшими посмотреть на запуск космического шаттла "Челленджер", который, ко всеобщему разочарованию, уже несколько дней откладывали.    
Запуск "Челленджера", фото за несколько секунд до его разрушения. 28 января 1986 г.    
За шаттлом был закреплен экипаж из семи человек. Командир Фрэнсис "Дик" Скоби, второй пилот Майкл Дж. Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Рональд Макнейр были астронавтами. Грегори Джарвис, аэрокосмический инженер, и Криста МакОлифф, учительница из Нью-Гэмпшира, были специалистами по полезной нагрузке.    
Экипаж "Челленджера", слева направо: Эллисон Онидзука, Майкл Смит, Криста МакОлифф, Фрэнсис "Дик" Скоби, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Рональд Макнейр.    
Шаттл "Челленджер" прибывает в Космический центр Кеннеди на борту Boeing 747. 5 июля 1982 г.    
Шаттл "Челленджер" едет к стартовой площадке Космического центра Кеннеди в преддверии первого полета 4 апреля 1983 года. 30 ноября 1982 года.    
Хотя запуски шаттлов считались настолько обычным делом, что по телевидению их уже не транслировали, конкретно этот вызвал особый интерес из-за учительницы МакОлифф -- она была первым гражданским лицом, допущенным до полета в космос.    
Криста МакОлифф наблюдает за запуском космического корабля "Челленджер" после того, как ее выбрали для участия в будущей миссии. 30 октября 1985 г.    
Кристу МакОлифф, учительницу обществознания в старших классах, выбрали из одиннадцати тысяч претендентов. Она должна была провести несколько уроков во время полета, и школьники всех возрастов ждали их с нетерпением. К Космическому центру Кеннеди съезжались автобусы, полные детей, чтобы те могли посмотреть на запуск, пока другие школьники наблюдали за ним в прямом эфире по телевизору.    
Криста МакОлифф впервые испытывает невесомость на борту самолета NASA, который летает по параболическим дугам, приближаясь к невесомости. Январь 1986.    
Криста МакОлифф показывает большой палец вверх перед тестовым полетом в Космическом центре Кеннеди. 24 января 1986 г.    
Экипаж "Челленджера" выходит из казарм, направляясь к стартовой площадке. 27 января 1986 г.    
В Центре управления полетами было неспокойно. На стартовой площадке возникло обледенение, и Центр потребовал провести три инспекции шаттла "Челленджер". Третья проверка незадолго до запуска показала, что лед на стартовой площадке уже растаял. Полет уже откладывался шесть раз из-за плохой погоды и механических неполадок. Ранее утром произошла еще одна двухчасовая задержка: во время заправки вышла из строя часть системы обработки запуска.    
Лед на стартовой площадке утром в день запуска.    
Как и все запуски космических кораблей, этот был впечатляющим зрелищем - шаттл поднимался на ярком столбе пламени в чистое голубое небо. Но затем произошло нечто странное: через семьдесят три секунды после старта след от ракеты изменил форму, и от него отделились два шлейфа, которые разошлись под странными углами.    
"Челленджер" взлетает, примерно за минуту до катастрофы.    
Одноклассники сына Кристы МакОлифф аплодируют, когда "Челленджер" взмывает ввысь.    
"Челленджер" разрушается через 73 секунды на высоте 14,5 километра над Атлантическим океаном.    
Люди, наблюдавшие за предыдущими запусками, были озадачены, но аплодисменты толпы продолжались, пока их не заглушило объявление из громкоговорителей: "Очевидно, произошел критический сбой" - и, после паузы, - "мы получили сообщение от специалиста по динамике полета о том, что шаттл взорвался".    
Два твердотопливных ракетных ускорителя продолжают двигаться еще 37 секунд, после чего их деактивируют дистанционно.    
Позже эксперты узнали, что "Челленджер" не взорвался, хотя большинство СМИ продолжали утверждать обратное. По сути, шаттл разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок, вызванных воздействием холода на неисправное уплотнительное кольцо, что повредило один из твердотопливных ракетных ускорителей. Но для очевидцев это выглядело как взрыв, и результат был равнозначен: все семь членов экипажа погибли.    
Реакция очевидцев на крушение "Челленджера".    
Реакция сестры МакОлифф, Бетси, и ее родителей Эда и Грейс Корриган.    
Ученица средней школы Конкорда Карина Дольчино стоит в полной тишине после просмотра прямой трансляции запуска в школе.    
Разрушение шаттла вызвало повреждение уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга. Разрушение внешнего топливного бака привело к возгоранию компонентов топлива. Сам шаттл не разрушился в результате действия нештатных аэродинамических перегрузок. Мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива продолжалось еще некоторое время после полного разрушения бака и самого челнока.    
Билли Гиффорд держит на руках 8-летнего внука Джимми Стилмана во время поминальной службы по Кристе МакОлифф в церкви в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир. 29 января 1986 г.    
По аудиозаписям, извлеченным из обломков, удалось восстановить, что за мгновение до разрушения шаттла Смит сказал "Ой", но остальное разобрать не удалось. Обломки падали в Атлантический океан более часа после взрыва; поиски не выявили никаких следов экипажа.
Это был первый смертельный случай во время космического полета в истории США. Девятнадцатью годами ранее три астронавта погибли в результате пожара при испытании капсулы на земле, но за почти двадцать пять лет космических полетов и пятьдесят пять миссий подряд ни один человек не погиб в полете.    
После взрыва в Космическом центре Кеннеди приспустили флаг.    
Во время разрушения "Челленджера" часть с кабиной экипажа отделилась целиком; она продолжала подниматься вверх вместе с другими обломками, включая крылья и все еще горящие двигатели, а затем рухнула в океан. Считается, что экипаж выжил при первоначальном разрыве, но потеря давления в кабине привела к потере сознания в течение нескольких секунд, поскольку на астронавтах не были скафандров. Смерть, вероятно, наступила в результате кислородного голодания за несколько минут до крушения.    
Дети на поминальной службе по Кристе МакОлифф в церкви в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир.    
Простые зрители, в отличие от астронавтов и других людей, разбирающихся в космических технологиях, к тому моменту уже считали полеты в космос безопасными, и были ошеломлены катастрофой. Дети, которые наблюдали за запуском в прямом эфире, были в ужасе. Еще несколько дней, а в некоторых случаях и лет, американцы были убиты горем.    
Плачущий ребенок во время поминальной службы по Кристе МакОлифф в церкви в Конкорде, штат Нью-Гэмпшир.    
Двадцать с чем-то лет спустя статья в газете Северной Каролины Mount Airy News изящно оформила мысль, которую часто озвучивают в США: "Мне кажется, когда полет этого шаттла оборвался, когда МакОлифф и другие астронавты погибли ... мы потеряли что-то как мир, нация. Космос уже не был последней границей, которую нужно исследовать и приручить. Он стал опасным местом, пустым, и ценность его изучения превратилась в пустое обещание, которое никак не могло соответствовать опасностям или расходам".    
Переднюю часть правого борта шаттла поднимают из океана.    
Береговая охрана готовится поднять фрагмент твердотопливного ракетного ускорителя из океана во время спасательных операций "Челленджера". 31 января 1986 г.    
Крест и венок на пляже, откуда катер береговой охраны направляется на поиски обломков взрыва. Февраль 1986 г.    
Президент Рональд Рейган и старший персонал смотрят запись катастрофы. 3 февраля 1986 г.    
Лиза Миттен вытирает слезы, пока ее дочь Джессика читает письма поддержки от людей со всей страны, выставленные в средней школе Конкорд.    
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

В Польше задержали туристку, отдавшую нацистское приветствие у ворот Аушвица Российский художник предложил LEGO создать набор по мотивам славянских сказок 7 крутых вещей из Беларуси, известных по всему СССР Истории из общаги, которые сложно забыть В Китае резко похолодало на 50 градусов. Тысячи птиц замёрзли заживо Как бы выглядели известные места без своих достопримечательностей Мимилашный позитив на ночь Чубайс поделился впечатлением от назначения на должность спецпредставителя Не вписалась в пейзаж Почему решили сдвинуть, на несколько метров, географический центр СССР и России Девушки, которым есть, чем похвастаться (25 фото) Эффект невмешательства свидетеля: механизм возникновения и проявления синдрома Дженовезе