Тофу и тофалары не однокоренные слова. Сыра тофу в России долго не знали, а вот представители народа тофалары вошли в состав Московского царства в XVII веке.
Сегодня этот неповторимый народ - один из самых малочисленных в России, если не самый малочисленный. Сколько их, покажут результаты новой переписи населения, а мы расскажем, какие они.
Охотиться - привилегия не только мужская
×
Когда тофалары пришли в Южную Сибирь, до каких мест простирались их территории 1000 лет назад, сегодня уже не узнать. Но когда на их пастбища пришли за данью бурятские князья, а потом и российские, они застали их кочевниками и охотниками. Тофалары, проживающие в Сибири как минимум с V века, если судить по китайских источникам, всегда занимались оленеводством и охотой. Причем охотиться могли как мужчины, так и женщины. Говорит ли это о равноправии мужчин и женщин - вопрос, но в чумах, в которых они традиционно проживали до XIX века, были мужская, левая, и женская, правая, половины.
Куда исчезла Карагасия, и причем тут черные гуси
Привычные формы хозяйствования тофалары сохраняли вплоть до XX века, пока на Сибирь не распространилась советская власть. Тофаларов до этого не было, точнее, они назывались иначе - карагасами. Карагасами, то есть черными гусями, звались тофалары до 1920-х годов. Вероятно, их убедили, что негоже советским людям иметь звериные названия, и они поменяли самоназвание: "тофо" переводится как "человек".
Многие века карагасы строили чумы из жердей и покрывали их шкурами лосей или избюрей, пили кипяченое оленье молоко и ели мясо птиц или диких животных. В XX веке их жизнь кардинально поменялась. Став оседлыми, они начали селиться в бревенчатые дома, разводить свиней, лошадей и других домашних животных и заниматься земледелием. Сегодня тофалары живут в 3 деревнях Иркутской области, до которых можно только долететь на вертолете, - Алыгджёр, Нерхе и Верхней Гутаре. Так Карагасия превратилась в Тофаларию, а тофалары полностью поменяли образ жизни, заведенный веками.
О чем беспокоятся тофалары
Сегодня в Тофаларии действует этнокультурный центр и парочка творческих коллективов. Тофалары объединяются, пытаясь возродить свои национальные промыслы, язык и религию. На сегодняшний день на родном языке говорит только старшее поколение, некоторые представители среднего возраста его чуть-чуть понимают, а детям приходится его учить в школе, для чего с перестроечных времен издают буквари, учебники и хрестоматии по родной речи.
Сегодня этот неповторимый народ - один из самых малочисленных в России, если не самый малочисленный. Сколько их, покажут результаты новой переписи населения, а мы расскажем, какие они.
Охотиться - привилегия не только мужская
Когда тофалары пришли в Южную Сибирь, до каких мест простирались их территории 1000 лет назад, сегодня уже не узнать. Но когда на их пастбища пришли за данью бурятские князья, а потом и российские, они застали их кочевниками и охотниками. Тофалары, проживающие в Сибири как минимум с V века, если судить по китайских источникам, всегда занимались оленеводством и охотой. Причем охотиться могли как мужчины, так и женщины. Говорит ли это о равноправии мужчин и женщин - вопрос, но в чумах, в которых они традиционно проживали до XIX века, были мужская, левая, и женская, правая, половины.
Куда исчезла Карагасия, и причем тут черные гуси
Привычные формы хозяйствования тофалары сохраняли вплоть до XX века, пока на Сибирь не распространилась советская власть. Тофаларов до этого не было, точнее, они назывались иначе - карагасами. Карагасами, то есть черными гусями, звались тофалары до 1920-х годов. Вероятно, их убедили, что негоже советским людям иметь звериные названия, и они поменяли самоназвание: "тофо" переводится как "человек".
Многие века карагасы строили чумы из жердей и покрывали их шкурами лосей или избюрей, пили кипяченое оленье молоко и ели мясо птиц или диких животных. В XX веке их жизнь кардинально поменялась. Став оседлыми, они начали селиться в бревенчатые дома, разводить свиней, лошадей и других домашних животных и заниматься земледелием. Сегодня тофалары живут в 3 деревнях Иркутской области, до которых можно только долететь на вертолете, - Алыгджёр, Нерхе и Верхней Гутаре. Так Карагасия превратилась в Тофаларию, а тофалары полностью поменяли образ жизни, заведенный веками.
О чем беспокоятся тофалары
Сегодня в Тофаларии действует этнокультурный центр и парочка творческих коллективов. Тофалары объединяются, пытаясь возродить свои национальные промыслы, язык и религию. На сегодняшний день на родном языке говорит только старшее поколение, некоторые представители среднего возраста его чуть-чуть понимают, а детям приходится его учить в школе, для чего с перестроечных времен издают буквари, учебники и хрестоматии по родной речи.