23 июня 2022 года в 11:33

Почему в СССР телевизор начинал нормально показывать от удара кулаком? Все очень просто

Наверно каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с этим способом ремонта радиоаппаратуры:  

Бах! кулаком по корпусу и все заработало. Что же там ломалось и главное так быстро восстанавливалось? Почему этот способ раньше восстанавливал работоспособность, а теперь не помогает?                                    





Смотреть все фото в галерее
Этот вопрос задали на форуме телемастеров. Больше всех мне понравился вот такой ответ:
Внутри дорогих брэндовых моделей телевизоров, поставляемых в страны бывшего СССР, специально ставят датчик ускорения, который при ударе включает резервную микросхему вместо сгоревшей. Разработчики специально внедрили эту возможность, зная особенности национального ремонта.
В последние модели телевизоров встроен искусственный интеллект, который по силе удара определяет серьезность намерений хозяина аппарата, и переключает на резервную схему. Кстати, с такими моделями можно попробовать мирно договориться, если попросить по-хорошему.
У наших радиоинженеров чувство юмора всегда на высоте.
Давайте по порядку разберемся во всех причинах- их не так уж и много.
1. 

Рационализаторы. В погоне за экономией и удешевлением изделия главное не снижать качество. Увы, не всегда это удается. Так было и с телевизорами СССР. Первые телевизоры были ламповые, которые считались прибором ограниченного срока службы. Потухла лампа-вытащили поставили другой. Для удобства замены лампы не впаивались в схему, а устанавливались на ламповую панель.    


Для надежности ламповая панель делалась из специальной керамики и "ножки" ламп зажимались мощными пружинами.
Нашелся рационализатор, который разработал ламповую панель из пластика-гораздо проще в изготовлении и дешевле.    


Внедрили эти панели во все телевизоры. Оказалась, что пластик под воздействием горячей радиолампы, со временем становится хрупким и рассыпается на кусочки. "Ножки" панели деформируются и теряется электрический контакт и телевизор перестает показывать.    


От удара кулаком по корпусу телевизора тяжелая радиолампа немного смещается и контакт восстанавливается-вот телевизор и начинал снова показывать. Через какое-то время контакт снова отходит и процедуру рукоприкладства к технике приходилось повторить. Хорошо тогда корпуса телевизоров делали крепкие.    


2. Холодная пайка.
Телевизоры долгое время собирали вручную, паяльником пропаивая все контакты. Это изнурительная и монотонная работа, которую редкий мужчина выдерживал, поэтому на конвейерах радиозаводов всегда работали женщины. Для увеличения объемов производства внедрили автоматическую пайку : плата с деталями проходит над ванной с расплавленным припоем и все контакты припаиваются. Это в идеале. В реальности "ножки" некоторых деталей успевают окислиться и пайка получается некачественной.    


Со временем окисление увеличивается и контакт пропадает. При ударе по корпусу деталь шевелится и электрический контакт восстанавливается, но не надолго.


3. Микротрещины на плате.
На печатной плате соединительные провода заменяют тоненькие полоски медной фольги. Их толщина всего 20-25 мкм, поэтому любое механическое воздействие может привезти к обрыву полоски фольги (дорожки на плате).    


Ударом по корпусу редко, но можно восстановить контакт, правда ненадолго. Могу сказать, что это самая муторная неисправность: нужно иметь орлиное зрение и вагон терпения для поиска микротрещины.


Гораздо реже бывали неисправности: обрыв провода жгута, плохой контакт в разъеме или в переключателе каналов.
Ну а если вышел из строя резистор, конденсатор, диод или транзистор то никакой удар не может его вернуть к жизни-тут только замена.    


Не знаю откуда узнал американский режиссер 

Майкл Бенджамин Бэй о советской традиции "кулачного" ремонта радиоаппаратуры, но этот способ он очень хорошо показал в фильме "Армагеддон".


Вкратце напомню сюжет: к Земле летит огромный астероид и американцы (в который раз) отправляются спасать человечество от гибели. Высадившись на астероид закладывают ядерную мину, но выясняется, что взлететь обратно не могут-двигатели не запускаются, отказали электронные блоки управления. Американцы хватают документацию, судорожно нажимают кнопки-все бесполезно и только невозмутимый русский космонавт Лев Андропов с помощью гаечного ключа и "какой то матери" быстро починил электронику американского космического корабля и спас всех от гибели.(включите звук)    


Можно ли современные телевизоры привести в чувство таким образом? Увы, нынешнюю аппаратуру, неосторожным ударом можно только доломать. Причем 99% случаях причина неисправности современной аппаратуры это "не на ту кнопку нажала" и лишь менее 1% неисправностей требует вмешательства телемастера.    
Этот вопрос задали на форуме телемастеров. Больше всех мне понравился вот такой ответ:
Внутри дорогих брэндовых моделей телевизоров, поставляемых в страны бывшего СССР, специально ставят датчик ускорения, который при ударе включает резервную микросхему вместо сгоревшей. Разработчики специально внедрили эту возможность, зная особенности национального ремонта.
В последние модели телевизоров встроен искусственный интеллект, который по силе удара определяет серьезность намерений хозяина аппарата, и переключает на резервную схему. Кстати, с такими моделями можно попробовать мирно договориться, если попросить по-хорошему.
У наших радиоинженеров чувство юмора всегда на высоте.
Давайте по порядку разберемся во всех причинах- их не так уж и много.
1. 

Рационализаторы. В погоне за экономией и удешевлением изделия главное не снижать качество. Увы, не всегда это удается. Так было и с телевизорами СССР. Первые телевизоры были ламповые, которые считались прибором ограниченного срока службы. Потухла лампа-вытащили поставили другой. Для удобства замены лампы не впаивались в схему, а устанавливались на ламповую панель.    
Для надежности ламповая панель делалась из специальной керамики и "ножки" ламп зажимались мощными пружинами.
Нашелся рационализатор, который разработал ламповую панель из пластика-гораздо проще в изготовлении и дешевле.    
Внедрили эти панели во все телевизоры. Оказалась, что пластик под воздействием горячей радиолампы, со временем становится хрупким и рассыпается на кусочки. "Ножки" панели деформируются и теряется электрический контакт и телевизор перестает показывать.    
От удара кулаком по корпусу телевизора тяжелая радиолампа немного смещается и контакт восстанавливается-вот телевизор и начинал снова показывать. Через какое-то время контакт снова отходит и процедуру рукоприкладства к технике приходилось повторить. Хорошо тогда корпуса телевизоров делали крепкие.    


2. Холодная пайка.
Телевизоры долгое время собирали вручную, паяльником пропаивая все контакты. Это изнурительная и монотонная работа, которую редкий мужчина выдерживал, поэтому на конвейерах радиозаводов всегда работали женщины. Для увеличения объемов производства внедрили автоматическую пайку : плата с деталями проходит над ванной с расплавленным припоем и все контакты припаиваются. Это в идеале. В реальности "ножки" некоторых деталей успевают окислиться и пайка получается некачественной.    
Со временем окисление увеличивается и контакт пропадает. При ударе по корпусу деталь шевелится и электрический контакт восстанавливается, но не надолго.


3. Микротрещины на плате.
На печатной плате соединительные провода заменяют тоненькие полоски медной фольги. Их толщина всего 20-25 мкм, поэтому любое механическое воздействие может привезти к обрыву полоски фольги (дорожки на плате).    
Ударом по корпусу редко, но можно восстановить контакт, правда ненадолго. Могу сказать, что это самая муторная неисправность: нужно иметь орлиное зрение и вагон терпения для поиска микротрещины.


Гораздо реже бывали неисправности: обрыв провода жгута, плохой контакт в разъеме или в переключателе каналов.
Ну а если вышел из строя резистор, конденсатор, диод или транзистор то никакой удар не может его вернуть к жизни-тут только замена.    
Не знаю откуда узнал американский режиссер 

Майкл Бенджамин Бэй о советской традиции "кулачного" ремонта радиоаппаратуры, но этот способ он очень хорошо показал в фильме "Армагеддон".


Вкратце напомню сюжет: к Земле летит огромный астероид и американцы (в который раз) отправляются спасать человечество от гибели. Высадившись на астероид закладывают ядерную мину, но выясняется, что взлететь обратно не могут-двигатели не запускаются, отказали электронные блоки управления. Американцы хватают документацию, судорожно нажимают кнопки-все бесполезно и только невозмутимый русский космонавт Лев Андропов с помощью гаечного ключа и "какой то матери" быстро починил электронику американского космического корабля и спас всех от гибели.(включите звук)    
Можно ли современные телевизоры привести в чувство таким образом? Увы, нынешнюю аппаратуру, неосторожным ударом можно только доломать. Причем 99% случаях причина неисправности современной аппаратуры это "не на ту кнопку нажала" и лишь менее 1% неисправностей требует вмешательства телемастера.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Тихий ужас из детских магазинов Американский пеликан: гигантская пасть и неуёмные аппетиты Самый дорогой в мире Porsche 918 Spyder Дорогой, зачем ты побрил моё мыло? Монах поднимается по крутому склону без страховки Когда старость в радость Картинки В Севастополе во время тревоги женщину закрыли в торговом центре Избалованные кошки Серийный убийца Таг Бехрам, которого последователи считали святым 15 творений дизайнеров, которые заслуживают за них повышения Трейлер фильма