23 июня 2022 года в 11:33

Почему в СССР телевизор начинал нормально показывать от удара кулаком? Все очень просто

Наверно каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с этим способом ремонта радиоаппаратуры:  

Бах! кулаком по корпусу и все заработало. Что же там ломалось и главное так быстро восстанавливалось? Почему этот способ раньше восстанавливал работоспособность, а теперь не помогает?                                    





Смотреть все фото в галерее
Этот вопрос задали на форуме телемастеров. Больше всех мне понравился вот такой ответ:
Внутри дорогих брэндовых моделей телевизоров, поставляемых в страны бывшего СССР, специально ставят датчик ускорения, который при ударе включает резервную микросхему вместо сгоревшей. Разработчики специально внедрили эту возможность, зная особенности национального ремонта.
В последние модели телевизоров встроен искусственный интеллект, который по силе удара определяет серьезность намерений хозяина аппарата, и переключает на резервную схему. Кстати, с такими моделями можно попробовать мирно договориться, если попросить по-хорошему.
У наших радиоинженеров чувство юмора всегда на высоте.
Давайте по порядку разберемся во всех причинах- их не так уж и много.
1. 

Рационализаторы. В погоне за экономией и удешевлением изделия главное не снижать качество. Увы, не всегда это удается. Так было и с телевизорами СССР. Первые телевизоры были ламповые, которые считались прибором ограниченного срока службы. Потухла лампа-вытащили поставили другой. Для удобства замены лампы не впаивались в схему, а устанавливались на ламповую панель.    


Для надежности ламповая панель делалась из специальной керамики и "ножки" ламп зажимались мощными пружинами.
Нашелся рационализатор, который разработал ламповую панель из пластика-гораздо проще в изготовлении и дешевле.    


Внедрили эти панели во все телевизоры. Оказалась, что пластик под воздействием горячей радиолампы, со временем становится хрупким и рассыпается на кусочки. "Ножки" панели деформируются и теряется электрический контакт и телевизор перестает показывать.    


От удара кулаком по корпусу телевизора тяжелая радиолампа немного смещается и контакт восстанавливается-вот телевизор и начинал снова показывать. Через какое-то время контакт снова отходит и процедуру рукоприкладства к технике приходилось повторить. Хорошо тогда корпуса телевизоров делали крепкие.    


2. Холодная пайка.
Телевизоры долгое время собирали вручную, паяльником пропаивая все контакты. Это изнурительная и монотонная работа, которую редкий мужчина выдерживал, поэтому на конвейерах радиозаводов всегда работали женщины. Для увеличения объемов производства внедрили автоматическую пайку : плата с деталями проходит над ванной с расплавленным припоем и все контакты припаиваются. Это в идеале. В реальности "ножки" некоторых деталей успевают окислиться и пайка получается некачественной.    


Со временем окисление увеличивается и контакт пропадает. При ударе по корпусу деталь шевелится и электрический контакт восстанавливается, но не надолго.


3. Микротрещины на плате.
На печатной плате соединительные провода заменяют тоненькие полоски медной фольги. Их толщина всего 20-25 мкм, поэтому любое механическое воздействие может привезти к обрыву полоски фольги (дорожки на плате).    


Ударом по корпусу редко, но можно восстановить контакт, правда ненадолго. Могу сказать, что это самая муторная неисправность: нужно иметь орлиное зрение и вагон терпения для поиска микротрещины.


Гораздо реже бывали неисправности: обрыв провода жгута, плохой контакт в разъеме или в переключателе каналов.
Ну а если вышел из строя резистор, конденсатор, диод или транзистор то никакой удар не может его вернуть к жизни-тут только замена.    


Не знаю откуда узнал американский режиссер 

Майкл Бенджамин Бэй о советской традиции "кулачного" ремонта радиоаппаратуры, но этот способ он очень хорошо показал в фильме "Армагеддон".


Вкратце напомню сюжет: к Земле летит огромный астероид и американцы (в который раз) отправляются спасать человечество от гибели. Высадившись на астероид закладывают ядерную мину, но выясняется, что взлететь обратно не могут-двигатели не запускаются, отказали электронные блоки управления. Американцы хватают документацию, судорожно нажимают кнопки-все бесполезно и только невозмутимый русский космонавт Лев Андропов с помощью гаечного ключа и "какой то матери" быстро починил электронику американского космического корабля и спас всех от гибели.(включите звук)    


Можно ли современные телевизоры привести в чувство таким образом? Увы, нынешнюю аппаратуру, неосторожным ударом можно только доломать. Причем 99% случаях причина неисправности современной аппаратуры это "не на ту кнопку нажала" и лишь менее 1% неисправностей требует вмешательства телемастера.    
Этот вопрос задали на форуме телемастеров. Больше всех мне понравился вот такой ответ:
Внутри дорогих брэндовых моделей телевизоров, поставляемых в страны бывшего СССР, специально ставят датчик ускорения, который при ударе включает резервную микросхему вместо сгоревшей. Разработчики специально внедрили эту возможность, зная особенности национального ремонта.
В последние модели телевизоров встроен искусственный интеллект, который по силе удара определяет серьезность намерений хозяина аппарата, и переключает на резервную схему. Кстати, с такими моделями можно попробовать мирно договориться, если попросить по-хорошему.
У наших радиоинженеров чувство юмора всегда на высоте.
Давайте по порядку разберемся во всех причинах- их не так уж и много.
1. 

Рационализаторы. В погоне за экономией и удешевлением изделия главное не снижать качество. Увы, не всегда это удается. Так было и с телевизорами СССР. Первые телевизоры были ламповые, которые считались прибором ограниченного срока службы. Потухла лампа-вытащили поставили другой. Для удобства замены лампы не впаивались в схему, а устанавливались на ламповую панель.    
Для надежности ламповая панель делалась из специальной керамики и "ножки" ламп зажимались мощными пружинами.
Нашелся рационализатор, который разработал ламповую панель из пластика-гораздо проще в изготовлении и дешевле.    
Внедрили эти панели во все телевизоры. Оказалась, что пластик под воздействием горячей радиолампы, со временем становится хрупким и рассыпается на кусочки. "Ножки" панели деформируются и теряется электрический контакт и телевизор перестает показывать.    
От удара кулаком по корпусу телевизора тяжелая радиолампа немного смещается и контакт восстанавливается-вот телевизор и начинал снова показывать. Через какое-то время контакт снова отходит и процедуру рукоприкладства к технике приходилось повторить. Хорошо тогда корпуса телевизоров делали крепкие.    


2. Холодная пайка.
Телевизоры долгое время собирали вручную, паяльником пропаивая все контакты. Это изнурительная и монотонная работа, которую редкий мужчина выдерживал, поэтому на конвейерах радиозаводов всегда работали женщины. Для увеличения объемов производства внедрили автоматическую пайку : плата с деталями проходит над ванной с расплавленным припоем и все контакты припаиваются. Это в идеале. В реальности "ножки" некоторых деталей успевают окислиться и пайка получается некачественной.    
Со временем окисление увеличивается и контакт пропадает. При ударе по корпусу деталь шевелится и электрический контакт восстанавливается, но не надолго.


3. Микротрещины на плате.
На печатной плате соединительные провода заменяют тоненькие полоски медной фольги. Их толщина всего 20-25 мкм, поэтому любое механическое воздействие может привезти к обрыву полоски фольги (дорожки на плате).    
Ударом по корпусу редко, но можно восстановить контакт, правда ненадолго. Могу сказать, что это самая муторная неисправность: нужно иметь орлиное зрение и вагон терпения для поиска микротрещины.


Гораздо реже бывали неисправности: обрыв провода жгута, плохой контакт в разъеме или в переключателе каналов.
Ну а если вышел из строя резистор, конденсатор, диод или транзистор то никакой удар не может его вернуть к жизни-тут только замена.    
Не знаю откуда узнал американский режиссер 

Майкл Бенджамин Бэй о советской традиции "кулачного" ремонта радиоаппаратуры, но этот способ он очень хорошо показал в фильме "Армагеддон".


Вкратце напомню сюжет: к Земле летит огромный астероид и американцы (в который раз) отправляются спасать человечество от гибели. Высадившись на астероид закладывают ядерную мину, но выясняется, что взлететь обратно не могут-двигатели не запускаются, отказали электронные блоки управления. Американцы хватают документацию, судорожно нажимают кнопки-все бесполезно и только невозмутимый русский космонавт Лев Андропов с помощью гаечного ключа и "какой то матери" быстро починил электронику американского космического корабля и спас всех от гибели.(включите звук)    
Можно ли современные телевизоры привести в чувство таким образом? Увы, нынешнюю аппаратуру, неосторожным ударом можно только доломать. Причем 99% случаях причина неисправности современной аппаратуры это "не на ту кнопку нажала" и лишь менее 1% неисправностей требует вмешательства телемастера.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Женский каприз Неизвестный герой А потом он спросил :- Это когда письма на бересте писали? Время придт… Почему съемки Говорящая бумага: инновации СССР Дольф Лундгрен: чем сейчас занимается звезда «Рокки» и «Универсального солдата»? Интересные фотографии 1990 -х Неко А давайте его пожалеем? За это отдельную статью Если бы фильм Капитан Америка был более правдивым Кому… Трейлер фильма Интересные фотографии времен СССР Алкопост на вечер этой пятницы  Впервые за 61 год преподавания получил выговор. Украинский профессор о наказании за использование… Эффектный закат в небе над Флоридой