6 июля 2022 года в 05:26

СССР глазами советского юноши: фотохроника Павла Сухарева

Павел Сухарев - 59-летний фотограф-любитель, документирующий с юных лет повседневную жизнь граждан СССР.
Его сайт-фотохроника - настоящий проводник в мир прошлого для зрителя 21 века: как выглядели первоклашки 60-х, что такое "картошка" и чем занимались дети в пионерлагерях.
В этой подборке - о жизни молодого фотографа-любителя в СССР и, на зависть всем молодым, более чем 40 фотографий прямиком из пионерлагеря "Юность" при заводе "Эра".                                    
1.





Смотреть все фото в галерее
Впервые Павел познакомился с фотографией благодаря своему старшему брату Сергею. Его новенький "Зоркий 4" стал для обоих братьев проводником в мир светописи:
"В след за братом, я начал овладевать искусством съемки, а также премудростями фотографического процесса - обработки пленки и печати.
Уже через несколько недель я украдкой приносил камеру в школу, чтобы снять своих одноклассников и учителей.
В последствии получалось так, что я стремился во всех окружающих меня событиях оказаться фотографом, репортером.
Надо сказать, что первым моим учителем в мир фото был, естественно, мой брат. Мои первые снимки были попытками подражания его снимкам".    
2.


Позднее во время учебы в МИЭМ (Московский государственный институт электроники и математики, ныне учебно-научное подразделение НИУ ВШЭ) Павел продолжает изучать фотоискусство, также подражая знаменитым зарубежным фотографам.
В московской "иностранке" (Библиотека иностранной литературы) Павел часами проводил время, просматривая многочисленные фотоальбомы, "начиная от ежегодных отчетов-финалистов World Press Photo и победителей Пулитцеровской премии, альбомов с Олимпиад и до авторов, экспериментирующих в области оптических и цветных абстракций в рекламе".
Однако для фотографа и этого было мало - в дальнейшем Павел поступает на двухгодичный курс по фоторепортажу при Центральном доме журналистов СССР. Лектором по теории фотографии была сама Лидия Дыко, а ведущие преподаватели ВГИКа и фотожурналисты Союза вели занятия по теории и практике фотографии.    
3.


"Классическая фотография 70-80-хх годов прошлого века меня привлекала мистической возможностью остановить мгновение жизни с помощью точного оптико-механического устройства и зафиксировать его на бумаге последующим процессом химической обработки. И это зафиксированное мгновение всегда правдиво потому, что я и другие его таковым видели".
Как и любой советский студент, Павла увлекался и туристическим походами.
В последствии любовь к походам стала результатом многочисленных путешествий Сухарева. Фотография и по сей день является спутником Павла в дороге - результатом такого союза стала, например, серия "Дороги Подмосковья", созданная вовремя автопутешествия по Подмосковью.
"Самовыражение в фотографии как мне кажется - это умение почувствовать момент времени, когда, нажав на спусковую кнопку камеры, можно дать жизнь снимку, который становится источником положительных эмоций у всех, кто его видит".    
4.


Павел Сухарев о серии "Завод „Эра""
В июне-августе 1985 года я все еще "отбывал" трехлетний срок молодого специалиста в конструкторском бюро (КБ) при московском заводе "Эра".
Работы не было, вернее она была, но только у начальника лаборатории, в которой я числился. Поэтому моя служба в КБ была очень спокойной и глубоко печальной.
Чтобы как-то скрасить свое пребывание в КБ в летние месяцы (а потом на новогодние праздники), я через профсоюзную организацию завода попросился в заводской пионерский лагерь "Юность" в качестве освобожденного фотографа.
Такими "освобожденными" от работы были все сотрудники лагеря - вожатые, работники кухни, электрики, водители...Получали зарплату на заводе, а работали в лагере.
Я старался снимать жизнь пионерского лагеря так, чтобы снимки стали интересны абсолютно любому человеку, как говорится с улицы, а не только детям и их родителям.
А еще мне говорили, что в заводской проходной, в которой регулярно устанавливались стенды с моими фото о жизни лагеря, случались настоящие продолжительные столпотворения заводчан, вызванные их стремлением подробнее рассмотреть через "фото окна" жизнь своих детей.    
5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.


41.


Вчерашняя подборка, вдруг пропустили:Студенты, шпана и солдаты: как выглядели последние два поколения молодежи СССР    
Впервые Павел познакомился с фотографией благодаря своему старшему брату Сергею. Его новенький "Зоркий 4" стал для обоих братьев проводником в мир светописи:
"В след за братом, я начал овладевать искусством съемки, а также премудростями фотографического процесса - обработки пленки и печати.
Уже через несколько недель я украдкой приносил камеру в школу, чтобы снять своих одноклассников и учителей.
В последствии получалось так, что я стремился во всех окружающих меня событиях оказаться фотографом, репортером.
Надо сказать, что первым моим учителем в мир фото был, естественно, мой брат. Мои первые снимки были попытками подражания его снимкам".    
Позднее во время учебы в МИЭМ (Московский государственный институт электроники и математики, ныне учебно-научное подразделение НИУ ВШЭ) Павел продолжает изучать фотоискусство, также подражая знаменитым зарубежным фотографам.
В московской "иностранке" (Библиотека иностранной литературы) Павел часами проводил время, просматривая многочисленные фотоальбомы, "начиная от ежегодных отчетов-финалистов World Press Photo и победителей Пулитцеровской премии, альбомов с Олимпиад и до авторов, экспериментирующих в области оптических и цветных абстракций в рекламе".
Однако для фотографа и этого было мало - в дальнейшем Павел поступает на двухгодичный курс по фоторепортажу при Центральном доме журналистов СССР. Лектором по теории фотографии была сама Лидия Дыко, а ведущие преподаватели ВГИКа и фотожурналисты Союза вели занятия по теории и практике фотографии.    
"Классическая фотография 70-80-хх годов прошлого века меня привлекала мистической возможностью остановить мгновение жизни с помощью точного оптико-механического устройства и зафиксировать его на бумаге последующим процессом химической обработки. И это зафиксированное мгновение всегда правдиво потому, что я и другие его таковым видели".
Как и любой советский студент, Павла увлекался и туристическим походами.
В последствии любовь к походам стала результатом многочисленных путешествий Сухарева. Фотография и по сей день является спутником Павла в дороге - результатом такого союза стала, например, серия "Дороги Подмосковья", созданная вовремя автопутешествия по Подмосковью.
"Самовыражение в фотографии как мне кажется - это умение почувствовать момент времени, когда, нажав на спусковую кнопку камеры, можно дать жизнь снимку, который становится источником положительных эмоций у всех, кто его видит".    
Павел Сухарев о серии "Завод „Эра""
В июне-августе 1985 года я все еще "отбывал" трехлетний срок молодого специалиста в конструкторском бюро (КБ) при московском заводе "Эра".
Работы не было, вернее она была, но только у начальника лаборатории, в которой я числился. Поэтому моя служба в КБ была очень спокойной и глубоко печальной.
Чтобы как-то скрасить свое пребывание в КБ в летние месяцы (а потом на новогодние праздники), я через профсоюзную организацию завода попросился в заводской пионерский лагерь "Юность" в качестве освобожденного фотографа.
Такими "освобожденными" от работы были все сотрудники лагеря - вожатые, работники кухни, электрики, водители...Получали зарплату на заводе, а работали в лагере.
Я старался снимать жизнь пионерского лагеря так, чтобы снимки стали интересны абсолютно любому человеку, как говорится с улицы, а не только детям и их родителям.
А еще мне говорили, что в заводской проходной, в которой регулярно устанавливались стенды с моими фото о жизни лагеря, случались настоящие продолжительные столпотворения заводчан, вызванные их стремлением подробнее рассмотреть через "фото окна" жизнь своих детей.    
Вчерашняя подборка, вдруг пропустили:Студенты, шпана и солдаты: как выглядели последние два поколения молодежи СССР    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Мигрант в продуктовом магазине Подмосковья облапал девочку-подростка Машина против дерева: водитель BMW из Казахстана снял эффектное видео Какой была Москва в конце 70-х годов? Смотрим фотографии и переносимся в те годы Весёлые комиксы от российского иллюстратора Славы Трейлер фильма В Сети завирусился новый танец аля  Во Франции нашли самые древние наскальные рисунки неандертальцев: им около 75 000 лет Три метра настоящей прелести: выброшенного в лесу питона спасли в Подмосковье Трейлер мультфильма Справедливость есть свойство души Какая информация зашифрована в восьмизначном коде, указываемом на борту подвижного состава?