21 января в 05:12

Проект 621. Всего и побольше, и желательно сразу

Как известно из одной бородатой шутки, военная мысль ничем не ограничена, так как про логику в уставе ничего не сказано. И именно военная мысль зачастую рождает очень странные проекты, которые, к счастью, далеко не всегда доходят до физического воплощения.                                    



Так уж получается, что теория нечасто переживает столкновение с практикой, и казавшаяся в умах прожектёров и даже на бумаге замечательной идея на деле обрастает целым ворохом непредвиденных проблем и неустранимых недостатков. Особенно богатыми на такие разработки были времена холодной войны, когда лучше военные конструкторы по обе стороны железного занавеса выдавали на гора множество крайне сложных и весьма оторванных от реальности проектов. каковые могли бы послужить решительным аргументом в противостоянии двух сверхдержав на поле боя. Об одном из таких проектов и пойдет речь. Одной из проблем, вставших перед СССР и его планированием действий в потенциальном конфликте, было достижение побережья врага и перенос боевых действий на его территорию. США, окружённые океанами, были под их естественной защитой, а мощнейший на момент окончания Второй мировой войны флот только усиливал эту защиту. СССР же, обладая могучими сухопутными силами, должен был каким-то образом доставить их на вражескую территорию, причём скрытно. Так, чтобы противник до последнего не мог обнаружить подход десантируемых войск. Несложно понять, что для таких действий больше всего подходили субмарины.

Доставка десанта под водой была признана возможной, поэтому было решено создать проект десантной подводной лодки.В 1948 году в ЦКБ-18 началось предэскизное проектирование нового подводного десантного судна, получившего проектный номер 621. Как и всякий инновационный и не существовавший доселе проект,

он имел множество проблем и задач, которые никогда не ставилась до этого. Так, к примеру, столь масштабная по размерам транспортная субмарина должна была обеспечить относительно комфортное существование всего возимого десанта во время нахождения в подводном положении. Также иметь возможность высадки живой силы на необорудованный берег. И это были лишь основные, лежащие на поверхности проблемы, что предстояло решить.

1 марта 1960 года было утверждено окончательное техзадание на новую субмарину, а в сентябре того же года было представлено на рассмотрение несколько эскизных проектов будущего подводного судна.По проекту 621 лодка должны была иметь водоизмещение в 5845 тонн, длину в 147,5 и ширину в 13,3 метра, грузоподъёмность в 1550 тонн, возможность погружаться на глубину до 160 метров, автономность до 70 суток, надводную скорость в 15 узлов и подводную - 8,4 узла. Общее время пребывания под водой - около 600 часов без перерыва. Дальность хода составляла 6000 миль в надводном положении, 4200 экономическим ходом под водой и 200 миль с использованием только блока аккумуляторных батарей. Экипаж субмарины составлял 160 человек.Основным предназначением этого гиганта была именно транспортировка и высадка войск. В нескольких внутренних корпусах, разделенных между собой,

субмарина проекта 621 могла доставить до берегов врага внушительный контингент. 10 танков Т-34, 12 85-мм и 2 45-мм пушки, 3 самолёта Ла-5 со сложенными крыльями, 12 грузовых автомашин с тремя прицепами и 4 легковые машины. Помимо этой техники, предполагалось размещение 745 человек десанта и большое количество ручного оружия, минометов, топлива и боеприпасов. На самой субмарине для поддержки высаживаемых войск были предусмотрены установки систем залпового огня в трёх направляющих и нескольких точек зенитной артиллерии.

Согласно проекту, применение такого рода подлодок должно было быть следующим. В подводном положении она приближалась к вражескому побережью. Затем всплывала и, буквально выползая на берег, выгружала десант, прикрывая его огнём своего бортового вооружения. Верхняя носовая часть лодки была спроектирована для возможного переоборудования под взлёт самолётов с монтируемых катапульт. Катапульты также разрабатывались. Для выгрузки техники в системе вентиляции субмарины даже были предусмотрены отдельные вентиляционные системы, чтобы газы от работающих двигателей не накапливались во внутренних помещениях. После десанта лодка могла играть роль командного пункта или же базы снабжения. Некоторые субмарины этого проекта планировались именно для такой роли - снабжения и хранения припасов для десанта.Комиссия флота, рассматривавшая проект, отметила множество нерешённых технических проблем и сложностей для реализации подобного проекта в металле.

Исправить их в ближайшее время не представлялась возможным, и от проекта в итоге отказались.В истории же проект 621 остался первой попыткой создать десантный транспорт, способный доставить наземные силы до территории врага под водой. Ни один подобный проект, даже если и разрабатывался в других странах, так и не был доведен физического воплощения. Современные средства поражения и доставки оружия сводят на нет подобную концепцию.Различными флотами мира так или иначе

применялись подводные лодки для доставки небольших контингентов до побережья противника, однако во всех случаях это были небольшие диверсионные группы, и до масштабов проекта 621 ни одни из таких примеров явно не дотягивает. Некоторые же наработки проекта позже были использованы уже в других, оказавшихся не столь сложными и инновационными.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией "Мира Кораблей"
Loading...

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Надёжная подстраховка⁠⁠ товарища Власти Якутии запретили праздновать Хэллоуин в учебных заведениях региона Ситуация, которая знакома каждому Спасательный плот, который не раскрывали тридцать лет  Японский ресторан использует горшок для соуса, который не мыли 60 лет Просто гифки, всякие и разные Во Франции нашли самые древние наскальные рисунки неандертальцев: им около 75 000 лет Огонь, вода и почти медные трубы После недельной эрекции индонезийцу пришлось ампутировать пенис Странная болезнь превратила половину доминиканской семьи в пришельцев Случай на экзамене по вождению Дешево и экологично: в России разработали топливо из отходов