15 августа 2021 года в 13:39

7 крутых вещей из Беларуси, известных по всему СССР

Пожалуй, любой грамотный житель Советского Союза мог назвать продукцию из БССР, которая поставлялась во все уголки одной шестой части суши:- грузовики МАЗ и БелАЗ;- тракторы "Беларусь";- мотоциклы "Минск";- холодильники "Минск";- телевизоры "Горизонт";- велосипеды "Аист"...Но были и другие знаковые, культовые вещи - многие жители Саратова, Камчатки и Калининграда даже могли и не догадываться, что их изготавливают в Советской Белоруссии.





Смотреть все фото в галерее


Луноход
Космос и в прямом, и в переносном смыслах. Поздней осенью 1970 года космический корабль "Луна-17" доставил на поверхность спутника Земли автоматический вездеход "Луноход" - первый в мире планетоход, который успешно поработал на поверхности другого небесного тела.А в 1972 году минское производственное объединение игрушек "Мир" выпускает луноход игрушечный. Почти целиком копировавший внешний вид всамделишного агрегата, луноход был, пожалуй, самой крутой игрушкой, которую выпускали в то время. До появления программируемого "Планетохода" и электронной игры "Ну, погоди!" - уж точно. Круче лунохода мог быть только велик. Луноход выпускался серым с серебристой крышкой или синим с золотистой крышкой.    


Но главное - более дорогая модификация игрушки была на пульте дистанционного управления. Можно было елозить хоть по ковру, хоть по песочнице - и при этом быть кумиром всех мальчишек во дворе. Правда, чтобы заслужить луноход, надо было закончить год если не на отлично, то хотя бы не более чем с двумя-тремя четверками. Потому что обычный луноход стоил 8 рублей, а с дистанционным управлением - 20 рублей. Да за полтинник уже можно было купить неплохой велосипед. Посмотрите, сколько тратила типичная советская семья, и подумайте, много ли было во дворе мальчишек с луноходами.    


Цевита
На закате существования Советского Союза, в 1990 году, минский пивзавод совместно с Академией Медицинских Наук СССР и югославской фирмой "Ковинотрейд" создали сухой концентрированный напиток "Цевита". Его разработали специально, чтобы, как говорят, дети пост-чернобыльской эпохи получали вдосталь витамина С. Собственно, именно "витамин С" и зашифровано в названии. Стакан напитка обеспечивал треть суточной нормы витамина С для взрослых. А еще, сообщают некоторые сайты импортеров, "Цевита" содержат натуральный пектин, способный выводить из организма соли тяжелых металлов, а также натуральные соки и экстракты красных ягод: черноплодной рябины, черной бузины, черной смородины, вишни, малины, черники.
Поначалу "Цевита" продавалась в пластмассовых банках примерно полулитровой емкости - многие хозяюшки еще долгие годы потом хранили в них чистящие средства и стиральные порошки.    


"Цевиту" можно было разводить в воде (100 граммов на 1 литр), но частенько ребятня ела ее просто ложками, а еще обваливала в них жвачки, которые уже утратили свой естественный вкус, и так придавали им новые вкусовые оттенки. Всего было 4 вкуса: лимон, апельсин, вишня и малина. За короткое время "Цевита" набрала популярность не только в БССР и постепенно стала нарицательным словом. Завод "Криница" продолжал выпускать "Цевиту" еще много лет после Чернобыля.    


Автомобиль "Спорт"
"Салют", "Орленок", "Кама", "Школьник", а то и проще - "детский", "складник" и "взрослик", - любой советский школьник был бы рад получить в подарок велосипед. Велик - это навсегда, а вот если ты пока что только дошколенок и пару лет еще будешь ходить в коротеньких штанишках на лямках, то нет для тебя круче подарка, чем педальный автомобиль. Такие педальные машинки выпускались разными заводами и в целом имитировали настоящие автомобили Страны Советов: "Москвич", "Волгу" и даже спортивный "ЗиС-112". Из-за своих габаритов они подходили лишь действительно малышам: у ребят постарше просто не помещались ноги под капот.    


А вот гомельский завод "Гомсельмаш" - тот самый, где делают комбайны - выпускал педальный автомобиль "Спорт", на котором могли кататься не только дошкольники, но даже и большуны из третьего класса. И выглядел он при этом как болид "Формулы­-1". Ну, почти. У него цепной привод на задние колеса, стояночный тормоз, настоящая фара и настоящие поворотники. Маленькие посетители "Детского мира" в Серебрянке и на Логойском тракте стояли и щелкали тумблером включения лампочки, втайне надеясь, что когда-нибудь родители точно купят "Спорт".
Но для того, чтобы купить такой автомобиль, надо было иметь не только большой кошелек, но и большую квартиру: если велик можно спокойно оставить в прихожей или на балконе, то для педального автомобиля места в малогабаритной хрущевке просто не было. Разве что к потолку подвесить. Автомобиль выпускался еще несколько лет назад и стоил примерно 50 долларов. Сейчас похожие делает кобринская фабрика игрушек "Полесье", но только если в старом добром "Спорте" было 11 килограммов стали, то здесь рама со всех сторон окружена пластмассовыми накладками.    


Фотоаппараты БелОМО
В Советской Белоруссии выпускали фотоаппараты. Возможно, ваш папа и не догадывался, что его "Зенит" был сделан в Вилейке: ведь большая часть аппаратов этой марки выпускалась в Красногорске под Москвой. В целом белорусские фотоаппараты не были чем-то выдающимися: до ленинградских "Алмазов" или хотя бы до "Киевов" им было очень далеко.
Зато в БССР делали простые и массовые аппараты семейства "Вилия", - у каждого второго начинающего фотолюбителя была если не "Смена" (тоже, кстати, выпускалась на БелОМО), то "Вилия".    


Но были и некоторые интересные, уникальные модели. Например, "Агат-18К" - простой, но с обилием настроек, который был размерами не больше пачки сигарет и позволял на обычную пленку отснять до 80 кадров. Или "Эликон-автофокус": первый советский малоформатник с автоматической фокусировкой - а заодно первый же советский фотоаппарат со встроенной вспышкой. До появления в девяностых иностранных "мыльниц" Skina и Kodak именно "Эликоны" были основными фотокамерами, работающими по принципу "навел и снял", без возни с выставлением параметров экспозиции.    


Сталинки
Первый в Советском Союзе панельный жилой дом построили в декабре 1945 года в поселке Березовский под Свердловском. В 1946-м там же построили уже двухэтажку, - и оба здания живы до сих пор. А первой в СССР панельной хрущевкой считается четырехэтажный дом № 16 по улице Гримау в Новых Черемушках в Москве: его возвели в 1957 году. В Минске первая панелька появилась тогда же.
Панельные дома быстро размножились по Советскому Союзу, и архитекторы и научные институты разных городов принялись разрабатывать собственные серии типовых домов: инновационные, дополненные, модернизированные, улучшенных потребительских качеств. В Белорусской ССР наиболее удачными были эксперименты с самонесущими блок-комнатами, которые устанавливали друг на друга.    


Дома этой серии построили не только в Белорусской ССР (не менее 100 зданий), но и в Российской и Украинской ССР - всего более двухсот домов. Причем под предписанную "среднюю полосу" попали даже Архангельская и Вологодская области, Пермский и Красноярский края. Пусть это были единичные образцы, но хотя бы по одному такому дому построили в двух десятках областей по всей России, а также от Львова до Донецка на Украине. Именно эти (точнее, в том числе эти) дома мы называем сталинками, милыми старыми домиками.
Лидские кеды
Кеды - главная дворовая обувь советского человека (и преступника, если верить фильму "Старики-разбойники"). Говорят, что в 1957 году на 6-м Всемирном фестивали молодежи и студентов в Москве советская общественность впервые увидела кеды на иностранных спортсменах. И в 1965-м СССР совместно с Китаем начал выпускать кеды с изображением двух мячей - их так и называли: "Два мяча". Постепенно их начали делать и внутри самого Советского Союза. Например, завод резиновых изделий в Кричеве с советских времен и до сих пор выпускает кеды.    


Но круче, чем кеды, ценились кроссовки. Не лыжные ботинки, не горные ботинки, не чешки и не полукеды, а именно кроссовки - "лидские кеды", они же "лидские адидасы". Фабрика по пошиву обуви (сейчас "Лидская обувь") открылась в Лиде в 1928 году, но самую знаменитую свою модель - полуботинки ЛМ17 и 1106 - начала выпускать в середине восьмидесятых. Легенда гласит, что это было лицензионное производство известных Adidas Gazelle, только вместо трех полосок лидские скорняки оставили две. По аналогии с кедами их так и называли - "Две полоски".
"У кого кроссовки „Лида", тот похож на инвалида" и "У кого лидский Adidas, тому любая девка даст", - дворовой фольклор сделал "лидскачи" знаменитыми. У лидских кроссовок язычок все время сползает набок, стелька норовит выскользнуть из-под подошвы, синяя краска после дождя окрашивает носки и ноги, а подошва через полгода носки из нескользящей белой становится очень хорошо скользящей желтой. Но все равно лидские кеды продолжают покупать.    


Двухкассетный магнитофон
"Мафон" - это сила. Можно тащить в деревенский клуб и устраивать дискотеку, можно брать на улицу и устраивать дискотеку, можно выставлять в открытое окно и устраивать дискотеку. Как правило, портативные советские магнитофоны были не очень высокого класса. Поэтому для меломанов и аудиофилов (тех самых, которые обсуждают золотое напыление на разъемах и шелест страниц дирижера, который слышен только на виниле), советская промышленность выпускала стационарные магнитофонные приставки - то, что потом будут звать словом "дека". Для такой приставки нужен годный "усилок" и хорошая акустика, - вот тогда во время прослушивания альбома сосед двумя этажами ниже позвонит по телефону и спросит: "Пинк Флойд?"
Особый шик - иметь двухкассетную деку, чтобы можно было переписывать альбомы у других таких же аудиофилов. Рижская "Радиотехника", бердская "Вега", вильнюсская "Вильма", таллинская "Эстония", новосибирская "Нота", марийская "Санда", миасский "Рифей", харьковская "Романтика" - эти двухкассетные деки первого и второго классов ценились меломанами в наушниках "ТДС-5".    


Среди тех, кто старался потрафить изысканному вкусу стереофилов, был и новополоцкий завод "Измеритель". Вообще-то он выпускал аппаратуру для космических кораблей, но под конец восьмидесятых пришлось переориентироваться и на "гражданку". Как говорит нынешний директор завода, "первым опытом удачной конверсии стали лентопротяжные механизмы. Поворот к ширпортребу выручил завод на определенном этапе. К сожалению, век аппаратуры магнитной записи оказался недолгим". На заводе стали выпускать магнитофонные приставки собственной, оригинальной конструкции "Карат МП-201/202/302 Стерео". Сендастовые магнитные головки, система шумопонижения, динамическое подмагничивание, синхрозапуск, сенсорные кнопки и электронный счетчик, - деки хоть были и не первого класса (первая цифра в индексе модели советской аудиоаппаратуры указывала на класс), но вышли добротными. Да и отпускная цена в 600 советских рублей (без учета стоимости кассеты) говорит, что вещь выпускалась явно не для любителей "Сектора газа".
Магнитофоны выпускались где-то до 1997 года. А завод "Измеритель" продолжает темнить насчет продукции космического назначения и не скрывает, что параллельно выпускает ящики для овощей и колесики для мебели.    


Луноход
Космос и в прямом, и в переносном смыслах. Поздней осенью 1970 года космический корабль "Луна-17" доставил на поверхность спутника Земли автоматический вездеход "Луноход" - первый в мире планетоход, который успешно поработал на поверхности другого небесного тела.А в 1972 году минское производственное объединение игрушек "Мир" выпускает луноход игрушечный. Почти целиком копировавший внешний вид всамделишного агрегата, луноход был, пожалуй, самой крутой игрушкой, которую выпускали в то время. До появления программируемого "Планетохода" и электронной игры "Ну, погоди!" - уж точно. Круче лунохода мог быть только велик. Луноход выпускался серым с серебристой крышкой или синим с золотистой крышкой.    
Но главное - более дорогая модификация игрушки была на пульте дистанционного управления. Можно было елозить хоть по ковру, хоть по песочнице - и при этом быть кумиром всех мальчишек во дворе. Правда, чтобы заслужить луноход, надо было закончить год если не на отлично, то хотя бы не более чем с двумя-тремя четверками. Потому что обычный луноход стоил 8 рублей, а с дистанционным управлением - 20 рублей. Да за полтинник уже можно было купить неплохой велосипед. Посмотрите, сколько тратила типичная советская семья, и подумайте, много ли было во дворе мальчишек с луноходами.    


Цевита
На закате существования Советского Союза, в 1990 году, минский пивзавод совместно с Академией Медицинских Наук СССР и югославской фирмой "Ковинотрейд" создали сухой концентрированный напиток "Цевита". Его разработали специально, чтобы, как говорят, дети пост-чернобыльской эпохи получали вдосталь витамина С. Собственно, именно "витамин С" и зашифровано в названии. Стакан напитка обеспечивал треть суточной нормы витамина С для взрослых. А еще, сообщают некоторые сайты импортеров, "Цевита" содержат натуральный пектин, способный выводить из организма соли тяжелых металлов, а также натуральные соки и экстракты красных ягод: черноплодной рябины, черной бузины, черной смородины, вишни, малины, черники.
Поначалу "Цевита" продавалась в пластмассовых банках примерно полулитровой емкости - многие хозяюшки еще долгие годы потом хранили в них чистящие средства и стиральные порошки.    
"Цевиту" можно было разводить в воде (100 граммов на 1 литр), но частенько ребятня ела ее просто ложками, а еще обваливала в них жвачки, которые уже утратили свой естественный вкус, и так придавали им новые вкусовые оттенки. Всего было 4 вкуса: лимон, апельсин, вишня и малина. За короткое время "Цевита" набрала популярность не только в БССР и постепенно стала нарицательным словом. Завод "Криница" продолжал выпускать "Цевиту" еще много лет после Чернобыля.    


Автомобиль "Спорт"
"Салют", "Орленок", "Кама", "Школьник", а то и проще - "детский", "складник" и "взрослик", - любой советский школьник был бы рад получить в подарок велосипед. Велик - это навсегда, а вот если ты пока что только дошколенок и пару лет еще будешь ходить в коротеньких штанишках на лямках, то нет для тебя круче подарка, чем педальный автомобиль. Такие педальные машинки выпускались разными заводами и в целом имитировали настоящие автомобили Страны Советов: "Москвич", "Волгу" и даже спортивный "ЗиС-112". Из-за своих габаритов они подходили лишь действительно малышам: у ребят постарше просто не помещались ноги под капот.    
А вот гомельский завод "Гомсельмаш" - тот самый, где делают комбайны - выпускал педальный автомобиль "Спорт", на котором могли кататься не только дошкольники, но даже и большуны из третьего класса. И выглядел он при этом как болид "Формулы­-1". Ну, почти. У него цепной привод на задние колеса, стояночный тормоз, настоящая фара и настоящие поворотники. Маленькие посетители "Детского мира" в Серебрянке и на Логойском тракте стояли и щелкали тумблером включения лампочки, втайне надеясь, что когда-нибудь родители точно купят "Спорт".
Но для того, чтобы купить такой автомобиль, надо было иметь не только большой кошелек, но и большую квартиру: если велик можно спокойно оставить в прихожей или на балконе, то для педального автомобиля места в малогабаритной хрущевке просто не было. Разве что к потолку подвесить. Автомобиль выпускался еще несколько лет назад и стоил примерно 50 долларов. Сейчас похожие делает кобринская фабрика игрушек "Полесье", но только если в старом добром "Спорте" было 11 килограммов стали, то здесь рама со всех сторон окружена пластмассовыми накладками.    


Фотоаппараты БелОМО
В Советской Белоруссии выпускали фотоаппараты. Возможно, ваш папа и не догадывался, что его "Зенит" был сделан в Вилейке: ведь большая часть аппаратов этой марки выпускалась в Красногорске под Москвой. В целом белорусские фотоаппараты не были чем-то выдающимися: до ленинградских "Алмазов" или хотя бы до "Киевов" им было очень далеко.
Зато в БССР делали простые и массовые аппараты семейства "Вилия", - у каждого второго начинающего фотолюбителя была если не "Смена" (тоже, кстати, выпускалась на БелОМО), то "Вилия".    
Но были и некоторые интересные, уникальные модели. Например, "Агат-18К" - простой, но с обилием настроек, который был размерами не больше пачки сигарет и позволял на обычную пленку отснять до 80 кадров. Или "Эликон-автофокус": первый советский малоформатник с автоматической фокусировкой - а заодно первый же советский фотоаппарат со встроенной вспышкой. До появления в девяностых иностранных "мыльниц" Skina и Kodak именно "Эликоны" были основными фотокамерами, работающими по принципу "навел и снял", без возни с выставлением параметров экспозиции.    
Сталинки
Первый в Советском Союзе панельный жилой дом построили в декабре 1945 года в поселке Березовский под Свердловском. В 1946-м там же построили уже двухэтажку, - и оба здания живы до сих пор. А первой в СССР панельной хрущевкой считается четырехэтажный дом № 16 по улице Гримау в Новых Черемушках в Москве: его возвели в 1957 году. В Минске первая панелька появилась тогда же.
Панельные дома быстро размножились по Советскому Союзу, и архитекторы и научные институты разных городов принялись разрабатывать собственные серии типовых домов: инновационные, дополненные, модернизированные, улучшенных потребительских качеств. В Белорусской ССР наиболее удачными были эксперименты с самонесущими блок-комнатами, которые устанавливали друг на друга.    
Дома этой серии построили не только в Белорусской ССР (не менее 100 зданий), но и в Российской и Украинской ССР - всего более двухсот домов. Причем под предписанную "среднюю полосу" попали даже Архангельская и Вологодская области, Пермский и Красноярский края. Пусть это были единичные образцы, но хотя бы по одному такому дому построили в двух десятках областей по всей России, а также от Львова до Донецка на Украине. Именно эти (точнее, в том числе эти) дома мы называем сталинками, милыми старыми домиками.
Лидские кеды
Кеды - главная дворовая обувь советского человека (и преступника, если верить фильму "Старики-разбойники"). Говорят, что в 1957 году на 6-м Всемирном фестивали молодежи и студентов в Москве советская общественность впервые увидела кеды на иностранных спортсменах. И в 1965-м СССР совместно с Китаем начал выпускать кеды с изображением двух мячей - их так и называли: "Два мяча". Постепенно их начали делать и внутри самого Советского Союза. Например, завод резиновых изделий в Кричеве с советских времен и до сих пор выпускает кеды.    
Но круче, чем кеды, ценились кроссовки. Не лыжные ботинки, не горные ботинки, не чешки и не полукеды, а именно кроссовки - "лидские кеды", они же "лидские адидасы". Фабрика по пошиву обуви (сейчас "Лидская обувь") открылась в Лиде в 1928 году, но самую знаменитую свою модель - полуботинки ЛМ17 и 1106 - начала выпускать в середине восьмидесятых. Легенда гласит, что это было лицензионное производство известных Adidas Gazelle, только вместо трех полосок лидские скорняки оставили две. По аналогии с кедами их так и называли - "Две полоски".
"У кого кроссовки „Лида", тот похож на инвалида" и "У кого лидский Adidas, тому любая девка даст", - дворовой фольклор сделал "лидскачи" знаменитыми. У лидских кроссовок язычок все время сползает набок, стелька норовит выскользнуть из-под подошвы, синяя краска после дождя окрашивает носки и ноги, а подошва через полгода носки из нескользящей белой становится очень хорошо скользящей желтой. Но все равно лидские кеды продолжают покупать.    
Двухкассетный магнитофон
"Мафон" - это сила. Можно тащить в деревенский клуб и устраивать дискотеку, можно брать на улицу и устраивать дискотеку, можно выставлять в открытое окно и устраивать дискотеку. Как правило, портативные советские магнитофоны были не очень высокого класса. Поэтому для меломанов и аудиофилов (тех самых, которые обсуждают золотое напыление на разъемах и шелест страниц дирижера, который слышен только на виниле), советская промышленность выпускала стационарные магнитофонные приставки - то, что потом будут звать словом "дека". Для такой приставки нужен годный "усилок" и хорошая акустика, - вот тогда во время прослушивания альбома сосед двумя этажами ниже позвонит по телефону и спросит: "Пинк Флойд?"
Особый шик - иметь двухкассетную деку, чтобы можно было переписывать альбомы у других таких же аудиофилов. Рижская "Радиотехника", бердская "Вега", вильнюсская "Вильма", таллинская "Эстония", новосибирская "Нота", марийская "Санда", миасский "Рифей", харьковская "Романтика" - эти двухкассетные деки первого и второго классов ценились меломанами в наушниках "ТДС-5".    
Среди тех, кто старался потрафить изысканному вкусу стереофилов, был и новополоцкий завод "Измеритель". Вообще-то он выпускал аппаратуру для космических кораблей, но под конец восьмидесятых пришлось переориентироваться и на "гражданку". Как говорит нынешний директор завода, "первым опытом удачной конверсии стали лентопротяжные механизмы. Поворот к ширпортребу выручил завод на определенном этапе. К сожалению, век аппаратуры магнитной записи оказался недолгим". На заводе стали выпускать магнитофонные приставки собственной, оригинальной конструкции "Карат МП-201/202/302 Стерео". Сендастовые магнитные головки, система шумопонижения, динамическое подмагничивание, синхрозапуск, сенсорные кнопки и электронный счетчик, - деки хоть были и не первого класса (первая цифра в индексе модели советской аудиоаппаратуры указывала на класс), но вышли добротными. Да и отпускная цена в 600 советских рублей (без учета стоимости кассеты) говорит, что вещь выпускалась явно не для любителей "Сектора газа".
Магнитофоны выпускались где-то до 1997 года. А завод "Измеритель" продолжает темнить насчет продукции космического назначения и не скрывает, что параллельно выпускает ящики для овощей и колесики для мебели.    

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться:


Смотри также

Приют для собак-инвалидов каждый день проводит Вечный сон Franco Mosca’s аmerican pin-up women Yorha 2B Лесная дева Red Commander Часть вторая. К звездам. Акварель 60x42 Kyrrande Keelah se'lai,… УАЗу бы такие мелочи: Ford F-150 ржавеют по неизвестным причинам Ночное патрулирование в криминальном кошачьем квартале Под Калининградом мужчина в шлепанцах угнал авто, пока водитель чистил снег Телеведущая Настя Ивлеева в откровенной фотосессии для Playboy (7 фото) «Ниву» превратили в седельный тягач с удлинённой колёсной базой Россия обязана разрешить гей-браки Каким мог быть «Шрек», если бы его не отдали DreamWorks Девушки решили рассказать, что их привлекает в мужчинах (14 фото) Прогулка по Москве 1976 года В Москве доставщик пиццы с помощью прохожего заволок в трамвай мопед и, похоже, попал...